Организация психолого – педагогической работы по развитию творческих способностей дошкольников

(из опыта работы)

Одно из направлений воспитательно-образовательной работы любого детского сада является художественно-эстетическое направление. Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Это занятия и индивидуальная работа по рисованию, лепке, аппликации и конструированию. На этих занятиях дети выражают в своих работах представления об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение способами изобразительной деятельности и конструирования в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить предмет или сконструировать его, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

В процессе художественной деятельности на занятиях и вне их (индивидуальная работа с детьми) у детей развиваются эстетическое восприятие, образное представление и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако это происходит не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога и специалистов, учитывающих специфику изобразительного творчества ребенка.

Проводя такую работу в нашем МДОУ №2 «Золотая рыбка» г. Козьмодемьянска Марий Эл, в средней, старшей, подготовительной группе я составляют ее с учетом следующих положений:

1. Занятия и индивидуальная работа по развитию творчества дошкольников являются средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, формируют образные представления.

2. Эти занятия являются частью многогранной работы, поэтому должны быть тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг, музыкальные занятия и др.), в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакомой, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить, конструировать, вырезать и наклеивать.

На фотографиях представлены работы детей подготовительной группы «Улыбка» на темы: «Первый снег» (аппликация из бумаги), «Зимние картинки» (аппликация из синтепона), после заучивания стихотворения «Вырастала елка в лесу на горе» (объемная аппликация из бумаги), после заучивания стихотворения «Снежинка» - «Выставка снежинок» (складывание и вырезание бумаги по рисунку), «Веселые человечки» (конструирование из бросового материала).

3. Особое значение имеет взаимосвязь этих занятий и индивидуальной работы с игрой. Эта взаимосвязь диктуется с одной стороны общностью, которая существует между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны – спецификой творческой деятельности, стремление детей обыгрывать предметы и изображения (педагоги знают, как часто, нарисовав, слепив или смастерив предмет, дети начинают играть с ним). Выполнив аппликацию на картоне из (заранее нарезанных мелко) шерстяных ниток «Кошка Мурка с котятами» и дети с увлечением придумывали им названия и какие: Бася, Метеор, Штыря, Пушка, Черныш, Стаси, Шустрик. Ходили с котятами друг к другу в гости, на прогулку, укладывали их спать, кормили. Смастерив веселых человечков из стаканчиков из-под йогурта, дети сами выбирали и делали им «Зимние забавы», кто лыжи с палками, кто санки-ледянки, а потом с удовольствием играли с ними (и не один день!). Ходили на елки, сделанные из бумаги и бросового материала, катались с горки, жили в снежных домиках, сделанных из коробок от новогодних подарков. В средней группе «Ромашка» дети мастерили подарки для мам и пап (цветы «кактусы» и кораблики) из бросового материала к 23 февраля и 8 марта и играли потом в сюжетно-ролевую игру «Магазин подарков». А на прогулке осенью и зимой мы вместе с детьми при наблюдении за окружающей природой искали что-нибудь удивительное и красивое. Так появились нарядные букеты-композиции, которые украшали интерьер раздевальной комнаты «Нарядная осень» и «Зимнее чудо». Исходя из этого, целесообразно использовать различные связи с игрой: предлагать детям создавать рисунки, аппликации, творческие работы, которые потом могут быть использованы в игре, вводить в занятия игровые ситуации, игровые приемы обучения.

4. Подбор разнообразного изобразительного материала для развития детского творчества и овладение им детьми тоже играет большую роль. Природный, бросовый материал для конструирования можно использовать, начиная со средней группы. Работа по аппликации в старших группах проводится, используя не только бумагу, салфетки, но и крупу, песок, нитки, синтепон, пенопласт, полиэтиленовые разноцветные пакеты, листья, сухие цветы, лепестки, семена различных растений.

В своей практике детские работы по творческой деятельности мы постоянно используем для оформления группы, для проведения выставок для родителей. Да и сами родители охотно принимают участие в различных конкурсах и выставках, которые организуются в нашем МДОУ № 2 «Золотая рыбка». Такие выставки, как «Мы с мамой фантазёры», «Осень славим», «Овощная сказка», «Волшебное дерево» и «Приход весны», «Выставка коллекций», где месте с родителями мы собрали коллекцию елочных игрушек из фантиков. Это участие родителей в работе педагогов и специалистов по развитию творческих способностей у детей помогает им больше узнать о жизни своего ребенка в детском саду, его интересах. А дети, видя внимание к их творчеству, работают еще с большим старанием и увлечением.