Семинар-практикум "Формирование навыков общения у дошкольников "Теория и практика"

Общение дошкольника со сверстниками – одна из актуальных проблем современного общества. При безусловной важности роли семьи в процессе развития общения у детей дошкольного возраста, необходимо сказать о роли дошкольного учреждения в этом процессе. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об образовании» общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования должны быть преемственными.

Выделены основания преемственности, которые обеспечивают общую готовность детей к освоению программы I ступени, и являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходными ориентирами начального общего образования. Наряду с развитием любознательности, способностей ребенка как способов самостоятельного решения умственных, художественных и других задач, основанием преемственности является и развитие коммуникативности – умения общаться с взрослыми и сверстниками. И служит одним из необходимых условий успешной учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшим направлением социально-личностного развития.

Проблема общения дошкольников со сверстниками имеет весьма большое значение, ей посвящены многие психологические и педагогические исследования: М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, С.Г. Якобсон, Л.Н. Галигузовой, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой. Они отмечают, что в дошкольном возрасте в жизни ребенка всё большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она становится одной из главных. В четыре–пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста, в основном источником оценки, новой информации, и образцом действия. По отношению к сверстнику, ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач – здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой.

Д.Б. Годовикова, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова установили, что от умения общаться, во многом зависит характер будущих отношений личности с другими людьми в учебном, трудовом, семейном и других коллективах.

Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. А.Н. Леонтьев не случайно воспитателя детского сада включает в «малый, интимный круг» общения ребенка дошкольника.

На начальном этапе у детей старшего дошкольного возраста мы установили уровень сформированности навыков общения помощью методики, разработанной Урунтаевой Г.А. Афонькиной Ю.А. (Приложение 1 у автора).

Для общения детей, не регламентированного воспитателем, использовали методику одномоментных срезов Т.А. Репиной.

В результате проведенного исследования установлено, что в старшем дошкольном возрасте происходит качественная перестройка в общении ребенка со сверстниками. Сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, предметом сравнения с собой и средством самоутверждения. Дети старшего возраста учатся согласовывать свое мнение с чужим, учатся оценивать поступки ребенка, его личностные и нравственные качества. Отношения становятся избирательными. Наряду с этим есть и дети, которые в таком большом коллективе чувствуют себя очень одинокими из–за того, что не умеют общаться, взаимодействовать. Именно этим мы объясняем осложнения и наличие частых конфликтных ситуаций у детей, а также изолированность детей от коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению и полноценному развитию ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям.

Наличие частых конфликтных ситуаций, неумение самостоятельно их разрешать, преобладание среднего уровня сформированности навыков общения у детей подготовительной группы определило дальнейший путь работы.

Целью дальнейших исследований по проблеме, явилась работа по выявлению особенностей общения воспитателей с детьми в группе.

Для этого мы использовали методику изучения особенностей общения воспитателя с детьми, разработанную Башлаковой Л.Н.

Для выявления компетентностивоспитателей в области формирования навыков общения детей со сверстниками, педагогам предлагали ответить на вопросы, оформленные в виде анкет. (Приложение 3 у автора)

В результате мы увидели разрыв между теорией и практикой.

Использование однообразных форм работы не приводит воспитателей к желаемым результатам, не помогают эффективно решать проблемы, возникающие при общении детей, воспитывать культуру общения у детей.

Воспитатели не проводят системную работу по формированию у детей навыков общения.

И сделали вывод, что совершенствовать педагогическое мастерство педагогов можно и нужно в условиях дошкольного образовательного учреждения. Нами разработана и внедрена программа семинара – практикума.

Программа семинара-практикума«Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.Теория и практика»

План программы семинара-практикума