Ответы к экзаменам и зачётам

Ответы к экзамену: Методика математического развития дошкольников - Требования к организации занятий в разных возрастных группах

Страница 16 из 25

Требования к организации занятий в разных возрастных группах.

Полноценное математическое развитие обеспечиваеторганизованная, целенаправленная деятельность. в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляетсяна занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Занятия (НОД) являютсяосновной формой развития элементарных математических представлений  в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.

Во всех возрастных группах занятия проводятсяфронтально. т. е. одновременно со всеми детьми.Лишь во второй младшей группе в сентябре рекомендуется проводитьзанятия по подгруппам (6—8 человек). охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе.

Количество занятий определено в так называемом «Перечне занятий на неделю », содержащемсяв Программе детского сада. Оноотносительно невелико.одно (два в подготовительной к школе группе)занятие в неделю.

С возрастом детейувеличивается длительность занятий.от 15 минут во второй младшей группедо 25—30 минут  в подготовительной к школе группе.

Посколькузанятия математикой требуют умственного напряжения, ихрекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня.сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальнымизанятиямиили занятиямипо изобразительному искусству.

Каждое занятие занимаетсвое, строго определенное местов системе занятий по изучениюданной программной задачи, темы, раздела. способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми.

В работе с дошкольниками новыезнания даются небольшими частями. строго дозированными «порциями». Поэтомуобщую программную задачу илитему обычноделят на ряд более мелких задач — «шагов» и последовательнореализуют их на протяжении нескольких занятий.

Например, вначале дети знакомятся с длиной, затем шириной и, наконец, высотой предметов. Для того чтобы они научились безошибочно определять длину, ставится задача распознавания длинной и короткой полосок путем их сравнения приложением и наложением, затем подбирается из ряда полосок разной длины такая, которая соответствует предъявленному образцу; далее на глаз выбирается полоска самая длинная (или самая короткая) и одна за другой укладываются в ряд. Так, длинная полоска на глазах самого ребенка становится более короткой по сравнению с предыдущей, а это раскрывает относительность смысла слов длинный, короткий.

Такие упражнения постепенно развивают глазомер ребенка, приучают видеть отношения между размерами полосок, вооружают детей приемом сериации (укладывание полосок по возрастающей или убывающей длине).Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов. направленных на усвоение знаний и умений,позволяет детям почувствовать успехи в своей работе. свой рост, а это в свою очередьспособствует развитию у них все большего интереса  к занятиям математикой.

Решению каждой программной задачи посвящаетсянесколько занятий. и затемв целях закрепления к ней неоднократно возвращаются  в течение года.

Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степениее трудности и успешности овладения  ею детьми. Поквартальное распределение материала в программе каждой возрастной группы на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности.

На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

В летние месяцы (V квартал)занятия по обучению математике ни в одной из возрастных группне проводятся. Полученные детьми знания и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т. д.

Программное содержание занятия обусловливает егоструктуру.

В структуре занятия выделяютсяотдельные части.от одной до четырех-пяти  в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей.

Часть занятия как его структурная единица  включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи.

Общая тенденция такова:чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.

Все части занятия (если их несколько)достаточно самостоятельны.равнозначныи вместе с темсвязаны друг с другом.

Структура занятияобеспечивает

- сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем),

-активность как отдельных детей, так и всей группы в целом,

-использование разнообразных методов и дидактических средств,

-усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного.

Новый материал даетсяв первой или первых частях занятия. по мере усвоения он перемещается в другие части.Последние части занятия обычно проводятсяв форме дидактической игры. одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе занятий. обычнопосле первой или второй части. проводятсяфизкультминутки — кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т. д. В физкультминутку рекомендуется включать 2—3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки и т. д.).

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Возможно связывать их содержание с формированием элементарных математических представлений: сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью занятия, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию — обучающую.

Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложилисьследующие типы занятий:

1) занятия в форме дидактических игр;

2) занятия в форме дидактических упражнений;

3) занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Занятия в форме дидактических игр широко применяютсяв младших группах. В этом случаеобучение носитнезапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Воспитатель пользуется в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуации на протяжении всего занятия, в игровой форме его заканчивает. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Занятия в форме дидактических игр отвечаютвозрастным особенностям маленьких детей ; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однакоигровая форма не должна заслонять познавательное содержание. превалировать над ним, быть самоцелью.Формирование разнообразных математических представлений являетсяглавной задачей таких занятий.

Занятия в форме дидактических упражнений используютсяво всех возрастных группах.Обучение на них приобретаетпрактический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.

Воспитатель применяетприемы прямого обучающего воздействия на детей:показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д. В младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т. д.), в старшем возрасте — практическими или учебными задачами (например, измерить полоски бумаги и отобрать определенной длины для ремонта книг, научиться измерять длину, ширину. высоту предметов и т. д.).

Игровые элементы в разных формах могут включаться в упражнения с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом.

Занятия по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятияобъединяет оба предыдущих.Дидактическая игра и различные упражнения образуютсамостоятельные части занятия. сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.

Согласно общепринятой классификации занятий поосновной дидактической цели  выделяют:

а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;

б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;

в) учетно-контрольные, проверочные занятия;

г) комбинированные занятия.

Занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению проводятсяв начале изучения большой новой темы. обучение счету, измерению, решению арифметических задач и др. Наиболее важным для них является организация восприятия нового материала, показ способов действия в сочетании с объяснением, организация самостоятельных упражнений и дидактических игр.

Занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задачследуют за занятиями по сообщению новых знаний. Они характеризуются применением разнообразных игр и упражнений, направленных на уточнение, конкретизацию, углубление и обобщение полученных ранее представлений, выработку способов действий, переходящих в навыки. Эти занятия могут быть построены на сочетании разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной. В процессе проведения их воспитатель учитывает имеющийся у детей опыт, использует различные приемы активизации познавательной деятельности.

Периодически (в конце квартала, полугодия, года) проводятсяпроверочные учетно-контрольные занятия. с помощью которых определяюткачество освоения детьми основных программных требований и уровень их математического развития. На основе таких занятий успешнее проводится индивидуальная работа с отдельными детьми, коррекционная со всей группой, подгруппой. Занятия включают задания, игры, вопросы, цель которых — выявить сформнрованность знаний, умений и навыков. Занятия строятся на знакомом детям материале, но не дублируют содержания и привычных форм работы с детьми. Кроме проверочных упражнений, на них возможно использование специальных диагностических заданий и методик.

Комбинированные занятия по математикенаиболее распространены в практике работы детских садов. На них обычнорешается несколько дидактических задач. сообщается материал новой темы и закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения.

Построение таких занятий может быть различным. Приведемпример занятия по математике для старших дошкольников:

1. Повторение пройденного с целью введения детей в новую тему (2—4 минуты).

2. Рассмотрение нового материала (15—18 минут).

3. Повторение ранее усвоенного материала (4—7 минут).

Первая часть. Сравнение длины и ширины предметов. Игра «Что изменилось?».

Вторая часть. Демонстрация приемов измерения длины и ширины предметов условной меркой при решении задачи на уравнивание размеров предметов.

Третья часть. Самостоятельное применение детьми приемов измерения в ходе выполнения практического задания.

Четвертая часть. Упражнения в сравнении и группировке геометрических фигур, в сравнении численностей множеств разных фигур.

В комбинированных занятиях важнопредусмотреть правильное распределение умственной нагрузки.знакомство с новым материалом следует осуществлятьв период наибольшей работоспособности детей (начинать после 3—5 минут от начала занятия и заканчивать на 15—18 минуте).

Началозанятия и его конец следует посвящатьповторению пройденного.

Усвоение нового может сочетаться с закреплением пройденного, проверка знаний с их одновременным закреплением, элементы нового вводятся в процессе закрепления и применения знаний на практике и т. д. поэтому комбинированное занятие может иметь большое количество вариантов.