Театрально-игровая деятельностькак средство развития коммуникативных способностейстарших дошкольников .

Автор:Петрова Алевтина Анатольевна. старший воспитатель, первая квалификационная категория, высшее образование, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения«Детский сад N 69 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара, Республика Коми.

Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Театр, по словам С. В. Образцова, - «средство воспитания человеческих душ». Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра. Опора на преимущественно игровые моменты дает возможность ребенку не принудительно, а естественно, с удовольствием войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности.

Театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Театрализованная игра – одно из эффективных средств развития коммуникативных способностей дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи эффективно происходит не только речевое развитие ребенка, но и развитие его коммуникативных способностей. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, коммуникативности.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Актуальность проблемы состоит в следующем: театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: умение организовывать общение со сверстниками, чтобы быть интересным окружающим; умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом учитывается: индивидуальные социально - психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.

Проектирование зоны театрально-игровой деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно пространственной среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала (Приложение1).

Важной частью содержания работы по театрально-игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей старших дошкольников являетсяработа с родителями.

Для определения значения для родителей театрально-игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей старших дошкольников, было проведено анкетирование (Приложение 2).

Возникла необходимость создания системы по театрально-игровой деятельности старших дошкольников. Совместно с руководителем театральной студии была разработанаплан - программа работы театральной студии «Теремок» для старшей и подготовительной группы, которое включает в себя: пояснительную записку, учебный план, перспективное планирование работы студии в старшей и подготовительной группах (Приложение 3).

Работа театральной студии «Теремок» будет продолжаться на протяжении двух лет в старшей и подготовительной группах. Поэтому «театральная среда», как ее любовно называют дети, должна стать доброй традицией в ежемесячном общении детей, педагогов и родителей.

Нерегламентированная театрализованная деятельность осуществляется детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности детей.

В конце каждого месяца дети старшей группы показывают подготовленный «отчетный» спектакль воспитанникам детского сада, родителям. Постановка спектаклей может быть приурочена к определенным праздникам.