Игровой подход

Человеческий организм – самое удивительное создание природы и сложное по своей структуре. Для того, чтобы сохранить его здоровым, необходимо заботиться о нем с раннего детства. Если за организмом, за телом не ухаживать, не упражнять, оно теряет свою физическую красоту, силу, может наступить деформация.

Исследования известного ученого России И.А. Аршавского показали, что в процессе роста и развития ребенка активная деятельность скелетной мускулатуры является одним из основных факторов обеспечивающих устойчивость организма человека к действию неблагоприятных факторов. Поэтому необычайно важно у детей дошкольного возраста развить интерес к физической культуре.

Традиционно считается, что занятия физической культурой у младших дошкольников не несут большого тренирующего эффекта, не дают достаточной двигательной активности. Но это не так. Ученые доказали, что физические упражнения, восполняющие недостаток физической активности, не обладают свойством нагрузки. Напротив, они разгружают организм, облегчают его состояние, несмотря на то, что мышечная работоспособность не увеличивается.

Исходя из особенностей организма детей младшего дошкольного возраста, программа предусматривает использование физических упражнений умеренной интенсивности. При правильном построении занятий, такие упражнения улучшают общее состояние организма, повышают иммунитет и регуляцию функций организма.

Из практики работы с детьми я выявила, что самое главное при проведении физических занятий (будь они построены традиционно, или имеют сюжетную или игровую линию) - это эмоциональный настрой педагога, естественное желание двигаться и научить этому детей. Главное помнить, что в дошкольном возрасте одно и то же упражнение (движение) применяется не только для обучения двигательному умению, но и для развития двигательного качества.

Анализ проведения физкультурных занятий показал, что даже систематическое проведения физических занятий и утренней гимнастики не дают желаемого эффекта. Я разработала систему занятий игрового и сюжетного характера. На физкультурных занятиях перестала традиционно обучать детей основным видам движения, исключив пофазовое ознакомление с техникой выполнения движения, затем после отработки, объединения этих фаз в целое движение. Я просто прорабатываю и осваиваю с малышами те или иные основные движения в игровой деятельности на занятиях. В результате созданных на занятиях благоприятных двигательно-игровых условий дети естественным образом освоили движения. Диагностика физической подготовленности детей проведенная в конце учебного года показала качественное улучшение показателей в беге на скорость (10 м), выносливости (30 м), прыжках и метанию по сравнению с предыдущими годами. Помимо этого дети окрепли душой (стали жизнерадостнее) и телом (увеличилась масса тела), стали реже болеть, их организмы «налились» силой и здоровьем, радостью.

Всему этому способствовало и систематическое проведение утренней гимнастики. Для выполнения упражнений я использовала потешки, что способствует созданию эмоционального настроя у детей, в потешках заложен ритм, поэтому отпадает необходимость в счете. Часть утренних гимнастик строится на подвижных играх, разной интенсивности и включающих разные группы мышц. Главное, чтобы в них были или речевки, или звукопроизношения, которые помогают работать над темпо выполнения упражнений и детским дыханием.

Мониторинг физического развития и здоровья детей в показал, что использование в работе с детьми физкультурных занятий, подвижных игр и утренней гимнастики, позволяет детям компенсировать получение необходимой двигательной активности, получить эмоциональный заряд бодрости. У детей адаптация протекает в слабой или средней форме, сократилась ее длительность, снизилась простудная заболеваемость, дети стали более коммуникабельными, уверенными в себе.

Взрослее должны помнить, что если они сами вместе с детьми будут заниматься хотя бы простейшими элементами физической культуры, то у детей сформируются устойчивые навыки занятиями физической культуры, перерастающие в устойчивую потребность на протяжении всей дельнейшей жизни. И не надо сетовать на слабое здоровье, на высокую восприимчивость организма к инфекциям, если сами не приложили минимальных усилий к закалке и физическому развитию организма.

Хакимьянова Л.А. воспитатель ДОУ №120

Хакимьянова Л. А. Игровой подход к физическому развитию младших дошкольников // Дошкольное воспитание

Обновлено 23.09.2015 05:09