Технология "Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста"

  • Малахова Елена Юрьевна. заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.

"Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В.В. Давыдов.

Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет:
  • Формирование у детей знаний норм и правил общения;
  • Умение общаться с окружающими;
  • Желание ребенка вступать в контакт;
  • Предупреждает негуманное проявление эмоций.

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, других авторов. Но эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод.

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.

Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:
  • Интерактивную,
  • Коммуникативную,
  • Перцептивную стороны речевого взаимодействия.

Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.

Данные, полученные в результате исследования проблемы, проведенного в нашем ДОУ, позволяют сказать: педагоги и родители воспитанников осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Однако недостаток у них теоретических знаний, практических умений не позволил четко выделить методы и приемы, формы организации работы по этому направлению, что, в конечном итоге, привело к недостаточному усвоению материала детьми старшего дошкольного возраста. Как результат, выделение трех групп детей по уровню сформированности у них навыков культуры речевого общения.

Разработка технологии осуществлялась на основе анализа психолого-педагогической литературы, современных образовательных программ, представленных на рынке образовательных услуг, данных констатирующего эксперимента, проводимого на базе МДОУ ЦРР – детский сад № 51 города Озерска Челябинской области.

Обучение детей предполагает:
  • Введение в словарь детей достаточного количества этических формул - слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения.
  • Объяснение их значения.
  • Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

Данная технология предусматривает проведение работы в регламентированной, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволит каждому ребенку старшего дошкольного возраста без перегрузки, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения.

Особенность данной технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Основная цель технологии:

Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Основные задачи технологии:
  • Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.
  • Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
  • Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.
  • Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.

В основу технологии нами положены следующие принципы:

Учет возрастных особенностей старших дошкольников

У детей к 5-6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;

К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.

Принцип комплексного подхода. который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.

Принцип использования различных форм, методов и приемов работы. способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашей технологии.

Особое внимание уделяется:
  • Беседам с детьми;
  • Использованию художественного слова;
  • Комплиментам, как одному из видов поощрения;
  • Проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;
  • Драматизации отдельных произведений.

Принцип сочетания различных форм организации деятельности. регламентированная деятельность - занятия, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, в которых осуществляется решение поставленных задач.

Игровой принцип - соответствует возрастным психологическим особенностям детей.

Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка .

Принцип этапности работы. на основе которого были выделены три этапа:

I этап: подготовительный (предварительный), в ходе которого предусматривается работа по активизации в речи детей этических стереотипов, норм общения с опорой на ранее полученные знания.

II этап: этап освоения ребенком правил культуры речевого общения. Работа на данном этапе предполагает:
  • введение достаточного количества этических формул в речь детей, используемых при общении со взрослыми и сверстниками, объяснение их значения;
  • формирование умения внимательно выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения.

Грамотное использование педагогом различных методов и приемов работы, их рациональное сочетание будет способствовать формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

III этап: этап последующей работы, который позволяет закрепить полученные знания, умения.

Перспективный план работы, разработанный на основе данной технологии, определяющий деятельность педагогов и детей во всех формах работы, работу с родителями содержится в Приложении 1 .

Можно отметить, что работа, проводимая в ДОУ, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Поэтому представляю формы работы с родителями, которые используются для взаимодействия в решении поставленных задач Приложение 2 .

Анализ данных, изучение психолого-педагогических условий позволил нам определить методические рекомендации педагогам ДОУ Приложение 3 . которые позволят им более тщательно работать над формированием культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.

В представленной выше таблице отражены:
  • Этапы работы по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками;
  • Задачи развития культуры речевого общения;
  • Методы и приемы, используемые педагогом для достижения поставленных задач;

Формы организации деятельности:

СД - совместная деятельность педагога с детьми;

СДД - самостоятельная деятельность детей;

Р - регламентированная деятельность.

Таким образом, содержанием формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста является:
  • Формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения сопереживания),
  • С разными собеседниками: взрослыми и детьми;
  • В разных видах деятельности: регламентированной, совместной, самостоятельной.