Доклад из опыта работы «Развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность»

Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Об этом нам указывают документы, такие как «Профессиональный стандарт» и «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» разработан с учетом принципа: -реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности.

Так же прописаны 5 областей развития и обучения детей, одно из которых познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, наблюдательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. и т.  д.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является познавательно-исследовательская деятельность.

Я работаю в группе с детьми с нарушением речи. Наблюдения за детьми показали, что у них слабо развит познавательный интерес.

Слайд № 1 Для обеспечения системы работы по данному направлению я выбрала тему по самообразованию:

«Развитие познавательного интереса детей через познавательно-исследовательскую деятельность».

Слайд № 2

Цель.

Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

Задачи.

Создать необходимые условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям,

Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.

Знакомить с различными свойствами предметов.

Учить детей делать выводы на основе опытов.

Участвовать в посильной практической деятельности.

Слайд №3 Свою работу по данному проекту я начала с подборки методической и детской литературы, которую я покажу позже.

Слайд № 4 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Слайд № 5 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это китайское изречение надо помнить, потому что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практике моей работы с дошкольниками.

Слайд № 6

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

В нашей группе сформирован уголок экспериментирования.

приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) ;

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

Слайд№ 7 Различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности.

Слайд № 8 Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания. картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Слайд № 9 Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются: -опыты. эксперименты

Слайд №10 А у нас в саду дела - эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!

Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов:

-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные) ;

-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)

Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям.

Слайд №11 - Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей.

Считаю, что многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. Заметила, что целенаправленная работа по развитию познавательного. интересов меняет характер вопросов у многих детей, от простого "Что это? ", в вопросу "Как это происходит? " не к 5=6 годам, а даже раньше.

Слайд№ 12 Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Слайд№ 13 Наличие у детей трудовых навыков создает благоприятные условия для экспериментирования.

Слайд № 14 Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Сделали подборку познавательных мультфильмов. Сейчас предлагают свои услуги научные шоу. Это является очень хорошим подспорьем в развитии познавательной. активности.

проектная деятельность.

На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Слайд № 15 Своим опытом работы делюсь со своими коллегами на методических объединениях, педсоветах. Участвовала в мастер-классе по развитию познавательных интересов.

Тема моего мастер -класса «Экспериментирование с молоком». Заняла призовое место

Слайд№16 Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проводятся родительские собрания (тематика),

-оформляется серия наглядной информации для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

-издается общесадовский журнал «Светлячок», в котором есть рубрика «Это интересно… .»;

-привлечение к работе над проектом .

В этом году реализован проект «Мальчишки и девчонки, а так же их родители… .» Была выпущена «Кулинарная книга» и альбом

«Я как мама, я как папа»

В результате совместной работы воспитатели и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач развития детей. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.

Слайд№17 Промежуточные результаты

-Ребёнок самостоятельно и целенаправленно использует материал, находящийся в исследовательском центре (весы, лупа, микроскоп, песок, камни) ;

- Выполняет инструкции педагога;

Использует схемы для проведения самостоятельных опытов

Отражает опыт и впечатления в художественно – творческой деятельности;

Осознаёт и доказывает необходимость бережного отношения к природе

Слайд №18 Литература

Слайд № 19 Спасибо за внимание!

В заключении.

Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.