«Экологическое воспитание старших дошкольников»

Экология для человека - прежде всего обращение к себе, выработка в себе иммунных сил, экологически направленного сознания и поведения.

Б. Т. Лихачев. Философия воспитания.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологизация учебного процесса является важнейшим условием в организации образования дошкольников в нашем детском саду.

Модель экологического воспитания в детском саду мы представляем в виде парусника (рис. 1). При выполнении всех составляющих этой модели наши воспитанники смогут, подобно кораблю, бороздящему бескрайние океаны, пронести полученные знания и умения по волнам всей своей жизни.

Цель инновационной деятельности - развитие экологической воспитанности дошкольников. Для ее успешного достижения необходимо решение следующих задач экологического воспитания: 1. освоение экологических представлений; 2. развитие познавательных умений; 3. овладение умениями ухода за живыми существами; 4. накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным; 5. развитие интереса к природе и проблемам ее охраны.

Решение этих задач осуществляется через следующую систему педагогического взаимодействия: организованное обучение; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей.

Опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. В своей работе мы применяем организованную форму обучения, в которую входят:1. классификация представлений о природе; 2. экскурсии (на реку, по экологической тропинке и т. д.) ; 3. НОД (занятия) ; 4. наблюдения за животными и растениями; 5. изобразительная деятельность по экологической тематике; 6. обобщение представлений о природе; 7. ознакомление с трудом взрослых в природе; 8. развитие речи; 9. обучение детей по уходу за растениями и животными (рис. 2) .

Воспитатели работают по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог». Нами был сделан акцент на комплексно- интегрированный подход, который заключается в привнесении экологии в следующие виды деятельности и формы работы:

Развитие речи;

Развитие элементарных математических представлений;

ИЗО;

Музыка;

Физическая культура;

Праздники и развлечения;

Работа с родителями.

Огромное значение в экологическом воспитании дошкольников уделяем совместной деятельности взрослого и детей: экологические досуги и праздники; диагностика экологической воспитанности детей, которая призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка; наблюдения в уголке природы; целевые прогулки на природе; игры; рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; беседы и разговоры с детьми на экологические темы; создание книг – самоделок; различные виды изодеятельности на экологические темы; работа с календарями природы, дневниками наблюдений; работа с моделями; просмотр фильмов; труд в уголке природы и на участке; опыты, поисковая деятельность, сбор коллекций семян, камней, листьев; рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе (рис. 3) .

В старшей группе дети более подготовлены, обладают некоторыми знаниями и опытом, поэтому в экологическом воспитании отводится время для самостоятельной деятельности детей: работа с литературой (некоторые дети начинают читать) ; создание проблемных ситуаций; задания для самостоятельных наблюдений; стимулирование самостоятельной деятельности (педагог дает индивидуальные задания) ; разные виды игр, где ведущая роль отводится ребенку; уход за растениями и животными в уголке природы; экспериментирование - при этом воспитатель следит за безопасностью детей (рис. 4). Экспериментированию отводится много времени – дети очень любопытны, им хочется все потрогать, узнать.

Важная роль принадлежит наглядным пособиям, которые дают возможность подробно рассмотреть, описать предметы (изображения событий или природных явлений, установить между ними содержательные связи.

Многие пособия приходится изготавливать своими руками, это природоохранительные знаки, перфокарты, дидактические картинки, карта и паспорт экологической тропинки. Также имеются дидактические игры и картотека подвижных игр на экологическую тематику.

Работу по экологическому воспитанию строим на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, понимать необходимость охраны природы, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности взрослого и детей.

Знания, полученные во время образовательной деятельности, дети старшей группы применяют в работе кружка «Зеленая служба Айболита», совершенствуя знания о взаимосвязях в природе, навыки культурного поведения в природе.

Результатом такой работы является не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду.

Планируемые результаты инновационной деятельности по экологии.

Формирование общественного мнения по актуальности данной проблемы;

Формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса;

Создание и реализация проектов и программ по экологизации образовательного процесса.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.