Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Весёлая поездка» для дошкольников 4-5 лет с ЗПР

Учитель- дефектолог, МБДОУ №81 "Гульчачак"

Цель: расширение и систематизация знаний и представлений об овощах и фруктах.

Коррекционно-образовательные задачи:

• Способствовать уточнению и активизации словаря знаний детей по теме «Овощи и фрукты» и «Домашние птицы;

(Интеграция образовательной области «Познание»)

• Вызвать интерес и желание у детей пересказывать знакомую сказку;

(Интеграция образовательной области «Коммуникация»)

• Упражнять в согласовании существительных с прилагательными;

(Интеграция образовательной области «Коммуникация»)

• Продолжать упражнять в узнавании домашних животных и домашних птиц по звукоподражанию;

(Интеграция образовательной области «Коммуникация»)

• Продолжать развивать интонационную выразительность речи, мимику, пластику движений и координацию, как общей и мелкой моторики;

(«Интеграция образовательных областей «Коммуникация»,

«Физическая культура»)

Коррекционно – развивающие задачи:

• Продолжать развивать познавательную деятельность детей: умение сравнивать, анализировать, делать обобщения;

(Интеграция образовательной области «Познание»)

• Активизировать слуховое и зрительное внимание, память;

( Интеграция образовательной области «Познание»)

• Формировать навык укрепления и сохранения правильной осанки в различных видах деятельности;

(Интеграция образовательной области «Физическая культура»)

• Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре через слушание музыки;

(Интеграция образовательной области «Музыка»)

• Продолжать развивать интерес к художественной литературе разных жанров;

(интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы»)

• Воспитывать усидчивость, умение слушать инструкцию педагога до конца:

(Интеграция образовательной области «Познание»)

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитывать интерес к занятию, стремление изучать природу;

• (Интеграция образовательной области «Познание»)

• Приучать детей аккуратно и бережно относиться к пособиям, по окончании приводить в порядок в рабочее место;

• (Интеграция образовательной области «Труд»)

• Воспитывать навыки сотрудничества между детьми;

• (Интеграция образовательной области «Социализация»)

Предметный словарь:

Фрукты, овощи, названия домашних животных;

Словарь - признаки:

Красный, оранжевая, зелёное, треугольная, круглый, мягкий, сочный, длинная, сладкая, вкусная;

Глагольный словарь:

Мычит, блеет, ржёт.

Материал и оборудование:

Дом из кукольного театра «Теремок»; колобок; картина – репродукция с фрагментом сказки «Волк и семеро козлят»; муляжи овощей и фрукта (морковь, помидор, огурец, яблоко); натуральные овощи и фрукт; мешочек; магнитофон, кассеты «Звуки, голоса и шум окружающего мира» выпуск №2. «природа, птицы и животные» выпуск №3, кассета Григорий Гладков «Весёлая детскотека» «Кантри», предметные картинки с изображением домашних животных.

Предварительная работа:

1.Чтение сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»;

2.Чтение загадок;

3.Внесение дидактических игр: «Что растёт в саду», «Весёлый огород», «Найди овощ и фрукт», «Помоги приготовить запасы на зиму»;

3. Разучивание пальчиковой игры «На горе мы видим дом», речевой игры «Едем, едем, едем на тележке»

Ход НОД:

-Ребята, хотите сегодня со мной отправиться в весёлое путешествие?

-Да.

- А поедем мы на тележке.

(Стульчики в группе расставлены в форме полукруга, впереди поставлена мягкая игрушка лошадка)

- Да. Тогда проходите, садитесь удобно. В руки возьмите вожжи.

-А повезёт нас, лошадка.

(Звучит музыкальное сопровождение инструментальная музыка Г.Гладков «Кантри»)

-Что бы нам не скучать, будем песню распевать. Дети хором повторяют слова

речевой игры «Едем, едем на тележке…»

«Едем, едем на тележке, распевать в лесу потешки.

Скрип, скрип, скрип, скрип (покачивание головы вправо- влево)

Листья шуршат (ш-ш-ш-ш-ш) (произносят дети и поглаживают кисти рук)

Птички поют, нас в гости зовут,

(фьють-пирю-фьють- пирю). (произносят дети, делают взмахи с кистями рук)

Белка на ветке орешки грызёт, (щёлкание зубами)

А рыжая лисичка, зайчишку стережёт. (Дети замирают)

А ручеёк журчит, (болтают языком)

в реку попасть спешит.

-А дорога долгая, чтобы дальше не скучать, будем сказки вспоминать.

-Сказки очень волнуются, так как боятся, что вы их забыли и не помните, что случилось со сказочными персонажами.

-Сказки просят: «А сейчас, вы друзья, узнайте нас»

Игра «Сказку вспомнить нужно»

- «Не лежалось на окошке,

Покатилось по дорожке….»

-Правильно, колобок.

-А что случилось с колобком?

- «Отворили дверь козлята и пропали все куда- то?»

-Кому козлята отворили дверь?

-Куда пропали?

- «Я мышка- норушка, я зайчик - побегайчик…

-Как это сказка называется?

-Кто ещё в теремочке живёт?

-Правильно, лягушка-квакушка, волчок серый бочок, лисичка- сестричка и медведь.

-Посмотрите, что у нас здесь лишнее?

-Правильно это яблоко.

-Оно круглое, красное, сочное, сладкое….

-Правильно это яблоко. Яблоко, что это…

-Он круглый, длинный, зелёный, твёрдый…

-Молодцы, а гостинцы от зайчика мы возьмём с собою в дорогу.

-А вот мы и подъезжаем к деревне.

Пальчиковая гимнастика «Дом на горе» (к, г)

На горе мы видим дом, (Кистями рук сложить домик)

Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук)

Вот деревья, вот кусты. (Руками сделать «Деревья и кусты»)

Окружает всё забор, (Пальцами сделать «забор», погладить стол)

За забором чистый двор. (Погладить стол ладонями рук)

Мы ворота открываем,

Быстро к дому подбегаем (Пальцами рук « пробежаться» по столу)

В дом стучимся:«Тук-тук-тук»,( Постучать кулаками, ладонь приставить

Кто-то к нам идёт на стук. к правому уху)

В гости мы пришли, (руки вытянуть вперёд, как- будто

И гостинцы привезли. преподносится что- то)

-Вот мы и к деревне подъехали.

-Слышит? Этот пастушок стадо гонит- это домашние животные с пастбища домой к хозяевам возвращаются.

- Давайте мы их пропустим

(учитель- дефектолог включает фонограмму «Звуки деревни)

-Скорее садимся в тележку.

«Едем, едем на тележке, распевать в лесу потешки.

Скрип, скрип, скрип, скрип. (Покачивание головы из стороны в сторону)

Долго, долго ехали

Наконец приехали!»

-УХ. ( Все дети хором)

-Давайте вспомним, какие игры мы играли во время нашей поездки?

- Какая игра вам больше понравилась?

- А какие гостинцы мы собой в детский сад привезли?

Давайте заглянем в мешочек проверим. Ой, а овощи и фрукт оказались настоящими. Вовремя обеда, мы их попробуем на вкус.

1.Е.М.Косинова «Моя первая книга знаний (обо всём на свете). Упражнение для развития речи. Худ. Г.Соколов- М. «издательство ЭКСМО», 2004.

2.Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду: ЯРОСЛАВЛЬ. АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ.

3.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия для детей 4-5 лет»:- Москва. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005.

4. Карельская Е. -Журнал «Дошкольное воспитание» 1999 №1. «Поможем Буратино заговорить» (из опыта работы логопеда) Динамические паузы и пальчиковый игротренинг.