Развитие фонетико-фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.

Но очень часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при обучении в школе.

Преодоление нарушений фонетико-фонематической стороны речи требует определенной системы и особых методов коррекционной работы.

Разрабатывая план коррекционно-развивающей работы, я опиралась на труды известных нейропсихологов Семенович А.В. Ланиной Т.Н. и логопедов Пожиленко Е.А. Нищевой Н.В. Агранович З.Е. Ткаченко Т.А.

По мнению Семенович А.В. Ланиной Т.Н.[5] для успешной профилактики и коррекции фонетико-фонематических нарушений необходимо учитывать “онтогенетический принцип развития высших психических функций, предполагающий опору на довербальные стадии развития”.

Эти задачи можно успешно реализовать в результате систематической и последовательной работы, используя разнообразные формы и методы.

Первым этапомпрофилактической и коррекционной работы [5] будет оптимизация сенсомоторного уровня речевой деятельности, которая предполагает: развитие общих речевых навыков (правильного дыхания, плавности речи и т.д.), общей, мелкой и артикуляционной моторики.

1 этап – восприятие звуков. 2 этап – восприятие и воспроизведение звуков. 3 этап – восприятие и воспроизведение звуков с закреплением их в письменной речи.

Организация, структура, методические приемы зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка. Занятия проводятся в индивидуальной форме, но при этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на подготовительном этапе.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы в нее вносятся некоторые изменения.

Проанализировав, массу методической литературы я придерживаюсь структуры занятий, предложенной Н.В. Нищевой [4] внеся некоторые изменения.

Предлагаемый план работы можно использовать в работе с детьми, имеющими как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, так и общее недоразвитие речи, а своевременная коррекционная работа поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями и предупредить ошибки чтения и письма, а также позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразно с закономерностями формирования речи в онтогенезе.

Цель: повышение пластичности сенсомоторного обеспечения речи, подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков

Цель: формирование навыка узнавания неречевых звуков окружающего мира и правильного произношения изолированного звука.

Цель: Формирование звукопроизношения в единстве процессов восприятия и воспроизведения; выделение звука на слух и его произнесение.

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: Учебно- методическое пособие по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материале представлены игры и упражнения, которые помогают развивать фонематические процессы у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал представлен по разделам: развитие фонематических процессов у детей старшего возраста и развитие фонематических процессов у детей подготовительного к школе возраста.

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме: Консультация - практикум для родителей "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх"

В данной консультации раскрывается необходимость работы с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов. Подобран и представлен практический материал в виде игр и упражнений, который родители могут использовать самостоятельно в домашних условиях.

Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия как средство профилактики дисграфии у детей

Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Явление это не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.

Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Л. Г. Парамоновой, показал, что более половины (55, 5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

Исследованиями сектора логопедии Института дефектологии АПН РФ установлено, что среди неуспевающих учащихся общеобразовательной школы немалую часть составляют дети, которые имеют отклонения в речи, лишающие их необходимой готовности к усвоению звукового состава слова и, следовательно, к полноценному обучению чтению и письму.

В период дошкольного детства, овладевая словарным запасом, грамматическим строем языка, навыкам правильного звукопроизношения, фонематического восприятия и звукового анализа, ребенок в то же время делает практические обобщения, относящиеся к дальнейшему усвоению грамоты и правописания. В ряде случаев к моменту поступления ребенка в школу речь его оказывается недостаточно сформированной, что нередко сопровождается отставанием в развитии у него фонематических представлений. Такие дети долго не усваивают букв, читают медленно, с большими искажениями, в письме допускают множество специфических ошибок и довольно часто попадают в ряд стойко неуспевающих учащихся.

Во-первых, нужно четко определить признаки, по которым можно безошибочно предсказать неизбежность появления дисграфии у детей еще до начала их школьного обучения (признаки эти и называются предпосылками дисграфии).

В-третьих, надо дать в руки практических работников и родителей простые и конкретные методические приемы, позволяющие им еще до прихода ребенка в школу устранить имеющие у него предпосылки дисграфии и тем самым не допустить ее появления.

Анализируя проблему, мы предположили, что стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического слуха как фактора, предупреждающего появление дисграфии.

Объектом нашей деятельности стало формирование фонематического слуха и фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии.

Цель: определение содержания, разработка новых форм и систематизация логопедической работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии.

- определить основные направления и этапы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия;

- повысить качество работы в ДОУ по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии.

Профилактика акустической формы дисграфии у детей, посещающих массовый детский сад, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи.

Мы использовали диагностику сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией по Архиповой Е. Ф. Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.

VI этап – развитие фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

Очень трудно определить время прохождения каждого этапа, так как работа строго индивидуализирована, и у каждого ребенка свой темп развития, свои возможности и ресурсы.

Необходимо помнить, что использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте и что логопедическая работа тем эффективнее, чем раньше она с ребенком была начата.

Пособие для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста «Тучка и зонтик»

1 вариант. На тучку ставится картинка. Ребенок называет ее и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в слове.

2 вариант. "Подбери слово". На зонтике капельками выложена слоговая схема. Ребенок должен найти картинку в соответствии со слоговой схемой.

3 вариант. Для детей подготовительной к школе группе предлагается игра "Найди пару". Закрепление понятия парные глухие и звонкие согласные.

Логопед читает двустишие. Два ребенка внимательно слушают. Услышав свое слово, подходит к доске, где расположены картинки, и берет подходящую картинку в соответствии с услышанным текстом.

Дети называют каждый свое слово. Затем на зонтике выкладывают слоговую схему. И т. д. Вариантов можно придумать много в зависимости от занятия.

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Анализируя литературу по проблеме ОНР у детей дошкольного возраста, я сделала вывод о том, что многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, В. А. Ковшиков, Г. А. Каше и др.) и комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи ведущее место отводят формированию фонематического восприятия. Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают:

окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, при стечении согласных звуков и т. п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на основные элементы /фонемы/ различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Анализ данных позволяет установить, что у детей дошкольного возраста с ОНР I и 2 уровня отмечается недоразвитие всех функций фонематической системы.

Исследования показали необходимость осуществления логопедической работы по преодолению недоразвития фонематического восприятия, построенной с учетом индивидуально-типологических особенностей данной категории детей.

Перед тем, как начать рассматривать методику развития фонематического восприятия, следует уточнить само понятие «фонематический слух».

Человеческая речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения (а особенно звуки речи, как наиболее звучащие комплексы) носит название смыслоразличительного или фонематического слуха (О. В. Правдина, Логопедия. Москва. 1973 г. стр. 10).

Иначе говоря, фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Л. С. Волкова. Логопедия. Москва- 1989 г. стр. 526,

Термин «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» являются синонимами (по определению Р-И. Лалаевой, /Логопедия, Волкова Л. С. Москва. 1989г. /

Термин «фонематическое восприятие» обозначает - «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» и является более точным, соответствующим современным представлениям о процессах восприятия речи.

Сказать что-либо нового по формированию фонематических функций у детей дошкольного возраста сложно. При разработке методики коррекции фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи были обобщены методические материалы по развитию этих функций у детей, таких авторов, как Раисы Ивановны Лалаевой, Людмилы Владимировны Лопатиной, Людмилы Георгиевны Парамоновой.

Цель коррекционно-логопедической работы - развитие и коррекция фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обусловлен разной степенью выраженности нарушений фонематических функций, особенностями симптоматики, индивидуально - психологическими особенностями детей.

Предлагает учет последовательности развития фонематических функций в онтогенезе. В связи с этим коррекционная работа строится в определенной последовательности.

В процессе работы по развитию сложных форм фонематического восприятия нужно учитывать то, что каждое умственное действие проходит определенные этапы формирования: освоение действий с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос в умственный план. В соответствии с этим первоначально в работу включают вспомогательные средства, далее работа ведется в плане громкой речи, а затем во внутреннем плане.

Первоначально предлагается простой речевой материал, а его закрепление позволяет переходить к более сложному, а соответственно к более высокому уровню работы.

Наряду с вышеперечисленными принципами в коррекционной работе используются общедидактические принципы: принцип наглядности и доступности материала, принцип сознательного усвоения знаний, принцип активности обучающегося, принцип учета возрастных особенностей ребенка.

Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально - психологических особенностей детей.

Для каждого ребенка индивидуально определяется содержание логопедической работы и отправная ступень в коррекции. В связи с этим в рекомендательной методике указаны основные направления работы и виды упражнений по ним. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Если материал не усваивается ребенком, то необходимо повторение упражнений предыдущего этапа.

Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

Процедура: Ребенок, услышав определенный звук, должен выбрать соответствующую картинку и поместить ее на место (на вырезанный контур).

-ритмичные муз-ные инструменты: 2 барабана, 2 дудочки, 2 бубна. Процедура: Логопед за ширмой бьет в барабан определенное кол-во раз. Ребенок должен взять свои барабанные палочки и ударить в ответ на то, что он слышит.

Необходимый материал: а) лист картона размером 30х50 см. Картон нужно разделить на ячейки 10 х 10 см и раскрасить их в два цвета в шахматном порядке;

Процедура: Упражнение направлено па различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Процедура: Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Процедура: Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. А - плачет, кричит девочка

громко (кот рядом и просит, есть, тихо (кот за дверью, высоким голосом (маленький котенок, низким голосом (старый кот).

Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, ИА, КУ-КУ и т п.

Процедура: У детей картинки. Логопед называет слова, дети должны услышать слово, обозначающее изображенный предмет на картинке и закрыть ее карточкой.

Процедура: Логопед называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова, названные логопедом. Затем каждый ребенок называет по одному слову. Последовательность называния должна соблюдаться.

Процедура: На полотне выставлены картинки. Дети закрывают глаза. Логопед называет 3-4 картинки, после чего ведущий подходит к доске и выбирает названные картинки.

Процедура: а) Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.

Процедура: Логопед произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.

На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный», «слог», «слово». Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый - мягкий, звонкий - глухой, слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный - гласный звук, синий - твердый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук.

Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные.

двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка; трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.

В начальной стадии обучения фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т. п.

Процедура: Предлагаются для выделения, как гласные, так и согласные звуки. Инструкция: Подними руку, если в слове есть звук.

- (при обучении грамоте /с 6 лет/, возможно буквенное обозначение гласного звука) напиши гласную букву, стоящую в начале слова

- подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;

Процедура: Логопед произносит слова или показывает картинки, в названии которых ребенок называет и характеризует последний звук.

Процедура: Сначала слова даются с длительным произнесением гласного, затем приближение к обычному произнесению в более сложных конструкциях слов. Инструкция: Назови ударный («сильный») гласный звук слова:

- (для обучения грамоте) обозначь «ударный» гласный звук в слове соответственной буквой (кроме слов, в которых произношение не расходится с написанием).

Речевой материал: Ребенок определяет место заданного логопедом звука и анализирует звуковую структуру слова.

Процедура: Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например. потом. затем.).

Речевой материал: в зависимости от этапа развития фонематического восприятия. Процедура: Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задание.

Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик).

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).

Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-. (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).

Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.

Р. А. Белова-Давид. «К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. Нарушение речи у дошкольников. » М. 1969 г.

Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. (под ред. Волковой Л. С. М. 1995 г.)

Лопатина Л. В. Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб, 1994 г.