ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС (опыт работы И.В. Викторовой)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №18 «Теремок»

Дидактические игры

как средство воспитания культуры поведения детей 4-5 лет

(методические рекомендации)

2013

ВВЕДЕНИЕ

Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Согласно приказу № 665 (от 03.11.2008г). МОиН РФ «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования дети должны уметь управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Именно поэтому необходимо знакомить детей с правилами поведения:

- воспитывать навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру этикета;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

- прививать бережное отношение к культурным ценностям;

- знакомить сотрудников МБДОУ и родителей с культурой поведения, так как в семье выполнение основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Я считаю, что проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна , так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Процесс воспитания культуры поведения для педагога должен стать системой целенаправленного решения конкретных педагогических задач, а для ребенка - возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Организация жизни детей в детском саду также содержит значительный резерв воспитания культуры поведения. Во-первых, время и возможности индивидуального общения ребенка с взрослыми в детском саду по сравнению с семьей существенно ограничены. Во-вторых, в отличие от семьи, ребенок постоянно находится в обществе сверстников. С точки зрения морального развития наличие группы сверстников имеет принципиальное значение. В такой группе ребенок уже с 2-3 лет приобретает опыт разнообразного социального взаимодействия с равными себе людьми. Он попадает в сферу различных социальных конфликтов и путей их преодоления; начинает занимать определенное место в группе и во взаимоотношениях с другими; приобщается к групповым нормам, которые являются мощным фактором морального становления. Средством формирования культуры поведения старших дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, общение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. Можно выделяет следующие группы методов формирования культуры поведения: - организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или детей, метод организации деятельности); - формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение худ. произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе можно отнести метод убеждения, положительный пример, поощрение. Воспитатель в своей работе опирается на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельности детей: познавательная, игровая, самостоятельная. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения.

Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты. Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости. Важной особенностью содержания методических рекомендаций является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Хочется выделить следующие задачи формирования культуры поведения: - Выявление сформированности навыков культуры поведения у детей, уважительного отношения к окружающим его людям. - Развивать умение обращаться к взрослому по имени и отчеству. - Знакомить с традиционными приветствиями, развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных привычек, развивать добрые, теплые отношения между детьми. - Формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни. Научить высказывать свое мнение о выполнении правил культуры поведения. - Научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых. Познакомить с правилами взаимоотношения людей друг с другом. - Сформировать осознанное понимание значимости родственных отношений. - Формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Закреплять навыки бережного отношения к вещам. Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.

- Научить относиться к окружающим людям с заботой и терпением.

- Формировать навыки культуры поведения в общественных местах, городском транспорте.

- Сформировать навыки вежливого разговора по телефону.

Для формирования культуры поведения важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Таким образом, формирование культуры поведения - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Дидактическая игра – сложный процесс. Она является одной из форм обучения и вместе с тем остается игровой деятельностью. В практике, при проведении, организации дидактических игр, воспитателю обязательно нужно найти подход к каждому ребенку. Общение, совместная игра, доброжелательное отношение взрослого приводит к привлекательной игре. Игра вызывает у ребенка живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления, веселого смеха, доброжелательного отношения к сверстникам и к взрослым. Именно благодаря наличию игровых ситуаций, дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более увлекательным, содержательным и эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание, мышление, память, работоспособность, повышает интерес к новым знаниям, интеллектуальных операций. В среднем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет: - воспитание уважения к родным и близким; - привязанности уважения к воспитателям; - осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками; - желание быть полезным окружающим.

У детей необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений. Для этих целей нами был разработан перспективный план занятий с использованием дидактических игр.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в среднем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать» учим детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких игр проводится несколько: «День Рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Используя следующие настольно-печатные игры: «Подбор картинок по парам». Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасон, форме. Далее задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два предмета, которые могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. «Подбор картинок по общему признаку». В этой игре требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета. «Составление разрезных картинок и кубиков». Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В картинках может быть один предмет: игрушка, растение, предметы одежды или же какой-нибудь сюжет. Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей.

Например, словесные игры "Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), "Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), "Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), "Кто больше скажет?” (волшебных слов), "Поделись улыбкой”, "Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), "Похвали соседа”, "Моя игрушка рассказывает обо мне”, "Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких). Воспитатель обязан заботиться о дружеских взаимоотношениях детей, развитии их товарищеского коллектива. Этому подчинена жизнь группы и каждого отдельного воспитанника в ней. Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения — важное коммуникативное качество. которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. При этом использовали различные игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям.

Например, словесные дидактические игры «Испорченный телефон», «Ожившие игрушки», «Жизнь в лесу», «Магазин игрушек». Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. Для этих целей проводятся такие словесные игры как «Грязнуля и Чистюля», игры с предметами «Передай движение», «Накорми куклу», настольно-печатные игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Как мы одеваемся» (отработка навыков детей в культуре внешнего вида). Через игры можно в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни. В работе с детьми среднего дошкольного возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми правил культуры поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Теоретический анализ проблемы формирования социально-общественных качеств у детей 4-5 лет, посредством дидактических игр, позволяет сформулировать следующие выводы: Формирование культуры поведения - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Дидактическая игра – сложный процесс. Она является одной из форм обучения и вместе с тем остается игровой деятельностью.

Игра вызывает у ребенка живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления, веселого смеха, доброжелательного отношения к сверстникам и к взрослым. В старшем дошкольном возрасте формирование привычек культурного поведения активно продолжается. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений. Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом. Таким образом, благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.