Педагогические условия и средства умственного развития детей дошкольного возраста.

1. Умственное развитие детей дошкольного возраста.

2. Педагогические условия умственного развития дошкольников.

3. Педагогические средства умственного развития дошкольников.

1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – 2-е изд. доп. – М. Просвещение, 1982. – 112с.

2. Виноградова Н.Ф. Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М. Просвещение, 1993. – 128с.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М. МГПУ, 1985. - 45с.

4. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М. ПЕР СЭ, 2005.-176 с.

5. Умственное воспитание дошкольников. Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М. Просвещение, 1972.

Основное содержание ответа:

Содержание ответа, соответственно представленной логике, должно быть акцентировано на следующих положениях.

Само понятие «умственное развитие» определяется как количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Оно происходит в процессе деятельности, обеспечивая присвоение ребёнком общественного опыта. Умственное развитие ребёнка имеет стадиальный характер. На каждой возрастной ступени возникают специфические предпосылки для усвоения нового социального опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. При стихийном, неорганизованном развитии его уровень снижен, несет на себе отпечаток неполноценного функционирования психических процессов. В отечественной психологии умственное развитие человека понимается как качественно своеобразный тип его функционирования, характеризующийся возникновением качественно новых психологических образований и переходом психологической системы на новый уровень функционирования (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). В качестве показателей умственного развития рассматриваются: интериоризация, т. е. преобразование практических (внешних) предметных действий в умственные действия (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); обучаемость, т. е. способность усваивать знания, приемы работы, характеризуемая темпом продвижения (Б.Г. Ананьев, З.И. Калмыкова); способность к обобщенному переносу мыслительных операций на новый материал, в новые условия (Е.Н. Кабанова-Меллер).

На каждом возрастном этапе различают два уровня умственного развития: актуальный и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Под актуальным понимают тот уровень сформированности психических процессов, который сложился в результате определенных, завершившихся циклов развития. Его диагностируют с помощью тестов интеллекта и тестов умственного развития. То, что ребенок пока еще оказывается в состоянии сделать только с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития. Этот показатель определяется с помощью диалогических и обучающих методов диагностики.

Качественно новый уровень знаний, умений и навыков, способов умственной и практической деятельности – результат активной познавательной деятельности ребенка, следствие становления у дошкольника субъектных качеств в процессе его умственного развития (В.М. Данильченко, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская). Первоосновы активной личности, способной к осознанной и продуктивной умственной деятельности, необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Г. Гогоберидзе, JI.M. Кларина, И.Э. Куликовская, H.H. Поддъяков и др.).

Педагогические условия и средства обусловливают эффективность и качество умственного развития ребёнка. В работах Т.И.Бабаевой, Л.М.Маневцовой, Е.В.Проскуры и др. рассматриваются различные педагогические условия, способствующие развитию умственной активности детей: организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний; разнообразие интеллектуальной и практической деятельности ребенка; создание атмосферы напряженной коллективной работы; связь нового материала с имеющимся личным опытом детей; обеспечение субъектной позиции ребенка старшего дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира.

Основными средствами умственного развития детей являются: логические, дидактические игры и задач, выполняющие функцию объективной цели деятельности. Это объясняется тем, что интеллект ребенка-дошкольника наиболее эффективно развивается в процессе игры, когда он неосознанно, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире.

Умственное развитие детей определяется не только их способностями и возрастными особенностями, но и объемом и характером информации, которую они получают. Для гармоничного интеллектуального развития ребенка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям. При этом нужно строго соблюдать границу, за которой начинается пересыщение информацией, ведущее к переутомлению и психической перегрузке. Такая перегрузка особенно опасна при длительном просмотре телевизионных программ или чрезмерном увлечении компьютерными играми.

При освещении этого экзаменационного вопроса необходимо ориентироваться в следующих понятиях. интеллект, мышление, умственное развитие, педагогические условия, средства.