ВВЕДЕНИЕ  . ………………………………………………………………….         3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………….          10

1.1 История развития идей  музыкально-эстетического

воспитания личности ………………………………………………………………………. 10

1.2 Эстетическое воспитание дошкольников

посредством музыки ……………………………………………………………………….         18

1.3 Влияние музыки  на музыкально-эстетическое воспитание

детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………. 28

ГЛАВА 2.  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК

СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ …      …………………………………………………………………         33

2.1 Анализ программ музыкально - эстетического воспитания

детей старшего дошкольного возраста ………..………………………………….         33

2.2 Интегрированный подход в образовании - форма

организации эстетического воспитания детей старшего

дошкольного возраста …………………………………………………………………….         41

ГЛАВА 3.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ ……………………………………………………….          49

3.1 Цель и методика констатирующего эксперимента ………………….         49

3.2 Характеристика формирующего эксперимента ………………………….         56

3.3 Контрольный эксперимент ……………………………………………………….         62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….         69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………….          71

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего  мира  ребенка, его  духовности,   формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития  и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыкальное искусство должно являться стержневым компонентом  современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее эффективно влияет на формирование целостной,  всесторонне   и   гармонично   развитой   личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Музыка обладает неограниченными возможностями интеграции с другими  искусствами и науками. Специально подобранный, адаптированный музыкально-художественный материал способен     обогатить содержание любого  вида учебно-воспитательной деятельности  в   дошкольном образовательном учреждении, обеспечить развитие интеллектуальной, физической, художественно-творческой, трудовой, психо-эмоциональной,  социально-коммуникативной  активности  детей.  В  результате  обогащения музыкально-эстетическим компонентом  содержания  всех  видов  активности  детей  в  дошкольном  образовательном  учреждении  формируется  особая  единая музыкально-эстетическая среда.

Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны педагога, ибо характер и уровень отношений в этом возрасте определяют взрослые. Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

В   настоящее    время   процесс   интеграции    является   глобальной тенденцией,  характерной  для искусства, науки, образования. Использование      интеграции искусств в эстетическом  воспитании дошкольников возможно потому,   что   отдельные    виды    искусства изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду   искусства   средствами   выразительности,    которые,   интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Методологическая основа интеграции   искусств   в  эстетическом воспитании  и  эстетическом    развитии ребенка дошкольника, их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей раскрыта  в современных исследованиях Т.С.Комаровой.

Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость вышеперечисленных  работ, проблема целенаправленного музыкально- эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста  в педагогике изучена недостаточно полно. На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ современного общества на развитую личность, обладающую определенным уровнем музыкально-эстетического воспитания, потребность в разработке методических рекомендаций с использованием интеграции искусств, обеспечивающей достижение поставленной цели в период воспитания в ДОУ. Имеются противоречия между важностью музыкально-эстетического  воспитания  детей старшего дошкольного возраста с использованием интеграции искусств  и отсутствием соответствующих методических разработок. Несмотря на наличие большого количества исследований в интересующей нас отрасли, на современном этапе при организации музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста возникает множество нерешенных проблем. Необходимо констатировать тот положительный опыт, который накоплен за последние десятилетия  педагогами. Но, зачастую, он не может быть перенесен в новую среду и требует новых разработок, корректировки программ музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Указанные противоречия и сложности обусловили актуальность исследования и определили выбор его темы: «Музыкально- эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования:  теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Сформулированная цель определила задачи исследования.

    рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста; показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников; проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому  воспитанию детей старшего дошкольного возраста; рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки;

5) экспериментально   проверить   эффективность   интеграции искусств в музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: использование интеграции искусств в процессе музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Научная разработанность проблемы. Данная  проблематика освещалась:

в исследованиях  отечественных  психологов  в  области  психического развития детей, указывающие на особую роль эстетического восприятия в освоении действительности, формировании художественных образов на основе восприятия искусства (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Теплов, и другие);

в положениях о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка     дошкольного      возраста    (Л.С.Выготский,     А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,  Б.М.Теплов), о понимании  дошкольного  детства  как  периода  накопления опыта эстетического отношения к миру    (Н.А.Ветлугина,    А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, и др.);

во взглядах   на  сущность    и  специфику    методов   приобщения  детей дошкольного возраста  к  миру  искусства, культуры (Т.С.Комарова, Р.М. Чумичева);

в теориях  об  эстетическом  воспитании  детей  дошкольного  возраста (Н.А.Ветлугина, Е.А.Флерина), рассматривающих эстетическое воспитание и эстетическое развитие как важнейшие составляющие общего гармоничного развития личности.

Источниковая база исследования:

Глубоко проанализирован и раскрыт тематический принцип в музыкально-эстетическом воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста  в учебно-методическом пособии Е.А. Дубровской «Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях»; в учебнике О.П. Радыновой для студентов ВУЗов «Музыкальное воспитание дошкольников» уделено особое внимание различным видам музыкальной деятельности и формах их организации; Матонис В.П. посвятил монографию «Музыкально-эстетическое воспитание личности» актуальной проблеме воспитания – развитию посредством музыки гармонически развитой личности; автор раздела «Музыкальное развитие ребенка старшего дошкольного возраста» Г.В.Кузнецова в пособии для дошкольных образовательных учреждений Т.Н. Дороновой «Из ДОУ – в школу» подробно раскрывает методы обследования, оценки знаний и выявления уровней музыкально-эстетического развития детей старшего возраста; в пособии «Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход» И. В. Штанько предлагает технологию введения детей в мир искусства на принципах интеграции; одно из решений проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста предлагает в своем пособии «Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи» Климова Е.П.; Скопинцева О.А. в своем пособии «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников»  представила рекомендации, дидактические приемы, опыт работы по формированию песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста; в книге Л. В. Виноградова «Развитие музыкальных способностей детей» рассматриваются нетрадиционные методики работы с детьми в музыкальном воспитании, которая позволяет приобщить к музыкальной эстетике и музицированию; Короткова Н.А.  в своей книге «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» подробно рассматривает подходы к организации образовательного процесса в детском саду и предлагает проведение занятий в форме совместной непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми; работникам  дошкольных образовательных учреждений, работающим по региональным программе «Земля отцов» предназначено пособие  «Синтез искусств» Р. Х.  Гасановой, где представленные комплексные занятия открывают широкие возможности для комплексного обучения, построенного на принципах интеграции; теоретическая и методическая помощь в создании системы планирования и диагностики  в области музыкального образования и приобщения ребенка к музыкальной культуре предлагается в пособии Н. Г. Барсуковой в соавторстве с Н.Б.Вершининой, В.М. Суворовой, Н.Г.Фроловой «Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия»; помощь в приобщении детей к волшебному миру музыкального искусства предлагается в книге  Давыдовой М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы»; обширный  музыкально-поэтический материал, советы и методические рекомендации по организации и проведению различных мероприятий, способствующих интеллектуальному и эстетическому развитию детей  представлен в  учебно-методическом пособии Горьковой Л. Г. и Губановой Н. Ф. «Праздники и развлечения в детском саду»; помощь в проведении небольших самостоятельных исследований в рамках практической работы с детьми предложена в учебнике Зиминой А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»; для гибкого применения на занятиях с детьми старшего возраста постепенно усложняющегося музыкального репертуара предназначены пособия Н. Б. Улашенко «Музыка. Нестандартные занятия» из серии «Музыка в детском саду»; Бугаева З. Н. в своей книге «Музыкальные занятия в детском саду» предлагает занимательные тексты, сказки, игры и упражнения, которые помогут приобщить ребят к миру музыки; в пособии Нижегородцевой Н. В. и Шадрикова В. Д. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» органично сочетаются теория и практика по готовности детей к школе; о возможностях раннего развития у детей музыкальных способностей рассказывает книга М. А. Михайловой «Развитие музыкальных способностей детей»; подробный обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания предложен в публикациях  Матвеевой Р. А. на страницах журнала «Музыкальный руководитель» № 2,3,4 за 2009 год.

Из обзора источников можно сделать вывод:  в проанализированных книгах, пособиях, статьях и разнообразных публикациях подчеркивается важность обогащения  музыкально-эстетическим компонентом всех видов активности детей дошкольного возраста. А целенаправленная организация процесса музыкально-эстетического воспитания детей приведет к  активизации всестороннего развития, качественному повышению результатов воспитания, обучения и достижению художественно-творческой и  социально-коммуникативной   готовности   к   школе.

Практическая значимость  работы заключается в том, что разработаны методические рекомендации в помощь музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дошкольного образования по музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Выпускная квалификационная работа структурирована согласно логике поставленной цели и состоит из: введения; трех глав; заключения, библиографии и приложения.