Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

Мы приглашаем Вас, уважаемый родитель, взяв за руку своего малыша, вместе подняться по этим волшебным ступенькам вверх.

«Ступеньки к школе. »

Не забудьте прихватить с собой игру (ведь Ваш ребенок пока еще дошкольник, а мы с Вами знаем, что развитие ребенка-дошкольника лучше всего происходит в игровой форме), хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим «чадом».

СТУПЕНЬКА № 1

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ.

Можно:

· Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

· Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

· Использовать в совместной деятельности элементы игры.

· Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.

· Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

· Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

· Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

· Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

· Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

· Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

· Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

· Предлагать детям:

- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

- неоконченные фразы, которые нужно закончить;

- вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

· Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

· Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания:

- «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)

- Игры — головоломки.

- Загадки.

- «Найди отличия».

- «Найди два одинаковых предмета».

- «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

- «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).

- «Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

- «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

- Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

- Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

СТУПЕНЬКА № 2

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ.

Можно:

· В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:

- составлять группу из отдельных предметов;

- выделять предметы по назначению, по характерным признакам;

- классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;

- понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;

- сравнивать предметы;

- соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- делать самостоятельные выводы;

- отвечать на вопросы, делать умозаключения;

- устанавливать причинно-следственные связи.

· Чаще использовать задания на:

- сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;

- нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

- складывание целого из частей (разрезные картинки);

- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

- задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

· Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

· Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

· Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.

· Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

· Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

· Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

· Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

· Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

- «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).

- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

- «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

- «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).

- «Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).

- «Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.

- Загадки.

СТУПЕНЬКА № 3

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ.

Можно:

· Развивать у ребенка умения:

- произвольно вызывать необходимые воспоминания;

- вспоминать последовательность событий;

- использовать при запоминании мнемотехнические приемы;

- использовать образ как средство развития произвольной памяти;

- повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

· Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

- анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

- осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

- классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

- устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

· Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

· Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

- «Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).

- «Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).

- «Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.).

- «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

- «Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

- «Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

- «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

- «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

- «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

- «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

- «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

- «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

СТУПЕНЬКА № 4

НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО

МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ.

Для этого можно работать в 2-х направлениях.

1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

- разминать пальцами пластилин;

- запускать пальцами мелкие волчки;

- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);

- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

- двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

- показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять; показывать только один большой палец отдельно;

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- махать в воздухе только пальцами;

- кистями рук делать «фонарики»;

- хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

- собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

- нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

- завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

- застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

2. Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная. Формировать графический навык, для этого можно:

- рисовать по точкам;

- рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);

- штриховать разными способами;

- обводить контуры фигур.