Скачать:

Справка по итогам тематического контроля

«Анализ состояния речевой среды в ДОУ

и коммуникативного развития дошкольников

в соответствии с ФГТ »

В МДОУ «Детский сад № 2» в период  22 по 30 ноября  2010г. был проведен тематический контроль по  теме: «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГТ» с целью  определения состояния речевой среды в ДОУ и развития речи дошкольников в соответствии с ФГТ дошкольного образования. Проверку осуществляли заведующая Обухова Л.Н. старший воспитатель Коновалова О.В. и учитель-логопед Федосимова Н.С.

Тематический  контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие  вопросы:

    система и вариативность планирования работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков дошкольников; наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания коммуникативных навыков дошкольников; система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками; отношение родителей к решению данной проблемы.

Использовались следующие  формы и методы контроля:

    анализ календарных планов ВОП с  детьми; анализ ведения документации в группах по данному направлению (перспективное планирование, диагностические срезы уровня речевого развития дошкольников, планирование индивидуальной работы с дошкольниками, планирование работы по дополнительному образованию и работы с родителями воспитанников по данному направлению); организация развивающей среды в соответствии с требованиями ФГТ; анализ непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности с дошкольниками; анкетирование родителей по актуальным вопросам коммуникативного развития дошкольников.

В ходе тематической проверки было выявлено следующее. Тон общения у детей доброжелательный и спокойный. Бывают случаи, когда присутствует недоброжелательный, крикливый тон общения. Это случается по поводу разных конфликтных ситуаций, возникающих между детьми. У детей наблюдается в общении друг с другом сдержанность в жестах, мимике, они стараются выслушать воспитателя или детей не перебивая, ожидая очереди. Хотя наблюдаются случаи невнимания, неумения слушать. Дети соблюдают речевой этикет из своего личного опыта, либо по подсказке воспитателя (во всех группах). Это слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения.

Дети общаются по разному поводу: в основном по какой-либо деятельности. Умеют общаться с подгруппой детей по организации игровой деятельности.

Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала).

Дети очень доверчивые, у них нет секретов от сверстников и воспитателей, поэтому охотно рассказывают сами о себе и своей семье.

Тематика разговоров в подгруппах детей бывает о книгах, играх и совместной деятельности, об игрушках (во всех группах). О жизни в детском саду, об окружающей жизни, о предметах чаще всего наблюдается в беседах группы детей с воспитателем.

Анализ характеристики коммуникативных умений детей показал: дети владеют речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи.

Вместе с результатами обследования детей необходимо отметить профессионализм воспитателей.

Тон общения воспитателей преобладает доброжелательный, спокойный. Воспитатели внимательны к вопросам детей. Используют в общении речевой этикет, тем самым подавая положительный пример детям. При высказываниях детей воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их. Вместе с тем, в редких случаях встречается крикливый тон, строгость в позе, мимике и жестах.

Проанализировав результаты поводов общения воспитателей с детьми, можно сделать вывод, что чаще всего используется организационный (с целью организовать группу детей на учебную деятельность, проведение режимных моментов); и на какую-либо деятельность (на игру, трудовые поручения, индивидуальную работу с детьми). Эти два повода общения очень тесно переплетаются между собой.

Дисциплинарный повод общения также присутствует во всех группах, но менее часто (по поводу дисциплины отдельных детей). Отмечен положительный опыт педагогов в использовании дисциплинарного повода в доброжелательной, сдержанной форме, с использованием удачных приемов (привлечение к трудовой деятельности, поручение, индивидуальная беседа, разъяснение, совместная с воспитателем деятельность).

Анализ взаимодействия педагогов с детьми на занятиях (НОД) показал, что преобладающей является речевая активность самого педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.

Воспитатели используют разную тематику разговоров как с одним ребенком, так и с подгруппой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, о жизни в детском саду, об окружающей жизни.

Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения.

Вместе с  тем, недостаточно планируется индивидуальной работы (с указанием фамилии и  имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (1,2 младшая, старшая «А» группы); работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (1,2 младшая, средняя, старшие, подготовительная группы); индивидуальных и групповых бесед с детьми (старшая «Б» группа); знакомство с художественной литературой (старшие, подготовительная группы).

Прослеживается планирование работы с родителями в младших, средней и старших группах: консультации, беседы, советы родителям: «Особенности общения с детьми раннего возраста»,   «Как отвечать на детские вопросы?», «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет», «Об особенностях и проблемах речевого развития детей старшего дошкольного возраста». В подготовительной группе данная тематика в работе с родителями не запланирована.

Отмечен положительный опыт воспитателей Поносовой О.В. и Мокеевой М.А. по развитию коммуникативной компетентности дошкольников. Поносова О.В. активно использует в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников. Мокеева М.А. уделяет пристальное внимание вопросам воспитания культуры общения дошкольников посредством реализации образовательного проекта «Риторика для малышей».

В анкетировании по вопросам развития коммуникативной компетентности дошкольников приняли участие 23 семьи (19%) из 1 и 2 младших, средней, старшей «Б», подготовительной групп. Родителям было предложено 10 вопросов по теме общения с детьми и развития речи дошкольников.

1.  Лишь 21% родителей от общего числа опрошенных считает основной целью развития речи детей         в детском саду «обучение полноценному общению со взрослыми и сверстниками». 90% родителей уверены, что главное - подготовить детей к обучению в школе; развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

2.  Среди достижений детей за прошедший год были выделены следующие:

1 младшая – дети стали лучше говорить, рассказывать по картине, учат букварь ;

2 младшая – начали говорить предложениями, стали более усидчивы, выучили стихи;

средняя – обогатился словарный запас, научились придумывать сказки, читать и писать небольшие слова ;

старшая – научились рассуждать, читать. Выучили стихи. Речь стала выразительной;

подготовительная – научились правильно выражать мысли, чисто произносить слова, пересказывать, составлять рассказы, читать по слогам. Выучили стихи.

3.  83% родителей считают, что в детском саду созданы условия для развития речи детей.

4.   Всего лишь половина 51% родителей ежедневно читают ребенку.

5.  Любимые книги детей:

1 младшая – стихи, сказки;

2 младшая – познавательная литература, детская энциклопедия. сказки (среди них сказки А.С. Пушкина ), стихи, рассказы про Лунтика;

средняя – сказки (в том числе «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» ), стихи.

старшая «Б» – сказки.

подготовительная – стихи, сказки (в том числе «Три медведя, «Маша и медведь» ), басни И.А. Крылова, Азбука для дошкольников.

6.  100% семей имеют домашнюю библиотечку детской литературы.

7.  92% родителей выполняют домашние задания по развитию речи, которые рекомендует логопед.

8.  91% родителей считает, что дети получают в детском саду достаточное речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе.

9. 88% родителей считают, что наглядная информация по развитию речи, предлагаемая им интересна и полезна. Вместе с тем, 4% родителей считают, что наглядная информация есть, но крайне скудная; 4% % родителей считают, что наглядная информация интересная, но не имеет для них практической значимости.

10.  Наиболее распространенные просьбы:

1 младшая – консультации по вопросам развития ЗКР и психических процессов. Пожелания:  в понимании потребностей семьи и ребенка, больше заниматься с детьми.

2 младшая – консультации по вопросам развития ЗКР и содержанию программного материала.

средняя – консультации по вопросам развития ЗКР, связной речи, а также об особенностях восприятия ребенка. (Ребенок не слышит взрослого.) Пожелания:  дополнительные занятия с логопедом.

старшая «Б» – консультации по вопросам развития ЗКР. Пожелания:  дополнительные занятия с логопедом.

подготовительная – консультации по вопросам развития психических процессов. Пожелания:  в понимании потребностей семьи и ребенка, дополнительные занятия с логопедом.

Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы в развитии речи детей: важным моментом считают общение с детьми и воспитание культуры общения, однако нуждаются в профессиональной поддержке специалистов ДОУ.

Вывод по тематическому контролю

Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.

Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.

Предложения:

    Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
    Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и  имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (1,2 младшая, старшая «А» группы); работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (1,2 младшая, средняя, старшие, подготовительная группы); индивидуальные и групповые беседы с детьми (старшая «Б» группа); знакомство с художественной литературой (старшие, подготовительная группы).
    Познакомить педагогический коллектив с опытом работы воспитателей Поносовой О.В. и Мокеевой М.А. по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.
    Включить в план работы с родителями воспитанников подготовительной группы мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.

Заведующая Обухова Л.Н.

Старший воспитатель Коновалова О.В.

По теме:

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГТ. Тема недели: Транспорт. Путешествие.Старший дошкольный возраст. Итоговое меропри.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГТ. Тема недели: Транспорт. Путешествие.Старший дошкольный возраст. Итоговое меропри.

В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Цель контроля: - изучить организацию интеграции в процессе совместной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ;-оценить содержание работы воспитателей по интеграции област.

В докладе сформулированы задачи, приведены основные направления, виды и формыобразовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию д.

Примерные условия для реализацииОО "Физическое развитие"в группе раннего возраста, младший дошкольный возраст, физкультурный зал Условия расположения в группе;Рекомендуемый перечень.