Материал для речевого развития дошкольников

Тема: «Овощи»

1. Развитие мелкой моторики.

Квасили, ели, солили,

(средний палец)

С дачи домой увозили.

(указательный палец)

Прощай же на год,

Наш друг-огород.

(машем - пока)

«У Лариски две редиски»

У Лариски - две редиски,

Игра «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем-жмем.

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием

Высматриваем огурцы.

Вытянуть шею (вдох ртом).

Наклонить голову вперед вниз (выдох носом).

«Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

Что мы видим слева, а что - справа?

Посмотреть направо — увидеть «помидор»,

посмотреть налево — увидеть «тыкву».

Поворачи¬вать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).

3. Мимические упражнения

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

4. Артикуляционные упражнения

Стручок фасоли.

Изобразить створки фасоли.

Челюсти в спокой¬ном состоянии (счет «раз», «два»).

«Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

Пришли дети в огород, от удивления от¬крыли рот, увидев огромную тыкву.

Широ¬ко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести »).

Лопата.

«Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку.

Кончик языка поднимать и опускать, закры¬вая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.

Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за ниж¬ние зубы.

Ровная дорожка (или грядка) в огороде.

Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я — не я».

Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

5. Развитие дыхания

Разговоры овощей.

Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надо¬ело лежать на грядке: «То-ты-ту».

Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

6. Речевая зарядка

Огорченные овощи.

«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох.

Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах».

Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдер¬гивает!»

Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. Подошли к огороду.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить.

Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.

3. В огороде растут помидоры.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.

4. Помидоры соберем в корзину.

Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык - «чашечкой».

7. Выразительные движения