A+ | A-

«Диагностика художественного развития младших школьников.

Методика «5 рисунков»

Для определения уровня развития художественных способностей младших школьников предлагаем использовать методику «5 рисунков». Особенность этой методики заключается в том, что задание дается без обычной беседы с учащимися, в ходе которой педагог стимулирует творческую активность детей. В то же время, задание сформулировано так, чтобы все учащиеся смогли проявить свое отношение при выполнении задания. Отношение ребенка к предложенной деятельности определяет способ его вхождения в нее. Отношение это может быть творческим, активным, или нетворчес­ ким, репродуктивным. Проявление разных уровней творческой активности в данном случае зависит от того, какое отношение к изобразительной деятельности сложилось у ребенка к моменту проведения диагностического обследования.

Выполняется задание на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа) простым карандашом. Формулировка задания стимулирует деятельность ребенка и предоставляет ему свободу выбора содержания рисунка.

Детям даём следующую инструкцию: "Сегодня я пред­ лагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, все что захотите, что любите рисовать, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть ". Задание даём детям доброжелательным тоном, инто­ нацией выдел я ем слова "рисовать", "нарисовать".

И нструкцию педагог может повторять несколько раз полностью или частями, но ничего в ней не меняет и не дополняет. Нельзя навязывать детям какие-то определенные темы или сюжеты. На любые вопросы учащихся по этому поводу педа гог может отвечат ь частью инст­ рукции. Например, ученик спрашивает: "А яблоко можно нарисовать?" Педагог отвечает: "Рисовать можно все, все что захотите".

Обычно на выполнение пяти рисунков у ребят уходит целый урок. Педагог поддерживает творческую атмосферу в классе не прямыми призывами к творчеству, а через поощрение и положительную оценку каждого рисунка. Во время работы он ходит по классу и рассматри­ вает уже готовые рисунки, но не показывает их классу, не обсуждает публично. Каждый ребенок должен быть сосредоточен на своей работе. Поэтому учитель общается с каждым учеником индивидуально и рассмат­ ривает рисунки как бы "по секрету", всем своим видом показывая, что его интересует каждый ученик и каждый готовый рисунок. Для поддержа­ ния темпа работы время от времени учитель просит поднять руки тех, кто нарисовал два рисунка, три рисунка, и так далее.

Желательно, чтобы ребёнок записал на обратной сторо­ не листа, где все дети пишут свою фамилию, о чем данный рисунок. Бо­ лее старшие дети делают подобную запись сами на каждом рисунке. Ког­да мы просим написать, "о чем твой рисунок", ребенок задумывается о содержании рисунка, уточняет свой замысел. Когда рисунки будут оцениваться. эти записи очень помогут понять замысел ребенка.

При обработке результатов задания по дифференциальным показателям рисунки одного ученика рассматриваются серией, и в каждом из них от мечаются следующие показатели:

самостоятельность - проявляется в выборе сюжета содержание рисунка базируется на наблюдениях и впечатлениях автора;

динамика - рисунок передает динамические состояния персонажей или объектов изображения;

эмоциональность— в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей, эмоциональные состояния природы;

выразительность - интересная композиция, "единственность" облика персонажей или объектов изображения;

графичность - сознательное применение выразительных средств ка рандашного рисунка: тонировка, штрих, напряженность и характер ли ний

Первые два показателя (самостоятельность и динамика) направлены на выяснение личностных качеств учащихся: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память. Умение передавать движение характеризует уровень развития фантазии и воображения учащегося. Статика детей говорит об отсутствии достаточно ясного плана работы, о несформиро ванной способности находить и создавать замыслы своих рисунков.

Показатель "эмоциональность" фиксирует эмоциональную отзывчивость, учащеюся на те жизненные явления, которые послужили основой замысла, его рисунка, а также отношение автора к изображаемому событию или персонажу.

Показатели "выразительность" и "графичность" характеризуют достоин ства продуктивной деятельности учащегося и относятся непосредственно к самому рисунку (к тому, что получилось, а не к тому, что задумывалось).

Следующий этап анализа - ранжирование рисунков по уровням художественной выразительности. Такой анализ необходим для выяснения соотношения количества учеников в классе, выходящих на творческий уровень в своей изобразительной деятельности, к количеству учеников, на этот уровень не выходящих. Эти данные позволяют судии динамике художественного развития учащихся при сравнении результатов задания, выполняемого каждый год.

Различают три уровня художественной выразительности рисунка учащихся:

1. Уровень художественной выразительности рисунка;

2. Уровень фрагментарной выразительности;

3. У ровень дохудожественного рисунка.