Игры и игрушки

Нравственно-экологическое воспитание дошкольников

18 Дек 2012, Автор: admin

Личность – это система отношений к миру и с миром, к самому себе и с самим собой. Она относится к числу общечеловеческих ценностей как идеал физического и нравственного совершенства гармонии в человеке. Психическое человечества, представленного в форме разных областей культуры: это сфера морали, овладение которой существенно определяет моральное развитие личности, ее поведения, сознания, переживаний.  Мораль реализуется в общении и деятельности. Сам процесс может происходить стихийно и в условиях целенаправленного развития  личности. Социальное развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но основы его закладываются в детстве. Ребёнок начинает познавать себя, близких людей, окружающий мир, присваивать социальные роли, что способствует формированию качеств личности. Одним их эффективных средств личностного развития дошкольников является их участие в различных видах самостоятельной деятельности. Благодаря возникающим потребностям ребёнок включается в деятельность. Быть взрослым – главная его потребность.

Чувство сопричастности природе, способность к глубоким переживаниям её красоты и выразительности, развитые в дошкольном возрасте, являются фундаментом экологической культуры личности. Экологическая культура – процесс освоения новых знаний, обогащение чувственным опытом и проявление в виде экокультурных ценностей. Специфика природной среды заключается в её минимальной анонимности и близости к ребёнку, что объективно способствует естественному слиянию и единению с ней. Она обладает сложностью, смысловой наполненностью и визуальной определённостью. Природная среда — педагогическое средство с большим педагогическим потенциалом не только длянравственно-экологического воспитания дошкольников, но и для развития интегративных качеств личности.

Основным способом бытия личности является развитие, которое выражает основную потребность постоянно выходить за свои пределы, достигать полноты воплощения в индивидуальной форме своей родовой сущности. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром. Введение человека в культуру есть развитие его нравственности, помощь ему в проникновении в мир искусства, науки, философии на основе рефлектирующего сознания, где осознание имеет особое значение. Роль среды в развитии ребёнка изучалась в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского и деятельностн6ого подхода С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

В теории социального научения (А. Бандура, Б. Скиннер) процесс социально-личностного развития сводится к интернализации внешних требований, норм, правил, к возникновению интернализованного контроля над поведением путём научения, основанного на позитивном и негативном подкреплении. В трудах зарубежных учёных  Л.Колберга, А.Маслоу, К. Роджерса, М. Мид, А Фрейд, З. Фрейда, Э. Фромма даётся подробная характеристика  личности взрослого и ребёнка с позиции своей методологии. К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Отношения и социальная ситуация определяет тот путь, следуя которому, ребёнок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника. Постепенно социальное становится индивидуальным (Л.С. Выготский).

В культурно-исторической парадигме отмечается, что для того чтобы действие приобрело самостоятельный характер, его необходимо оснастить средствами, которые ребёнок первоначально должен усвоить в сотрудничестве со взрослыми. Таким средством является знак, который может быть представлен особыми типами структурированных образов: сенсорными эталонами, модельными представлениями. Овладение знаками связано с усвоением ребёнком общественно-исторического опыта в процессе ориентировочной основы действия. Важно человеческое окружение, когда ребёнок слышит речь, устанавливает причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности.  Первоисточник разума, мысли, мышления – окружающий мир в тех явлениях, которые он познаёт, которые вызывают у него интерес.

Это подтверждает игра«Веселые обезьянки», снимающая эмоциональное напряжение: если в группе есть сердитые ребята, то их нужно развеселить. (проводится экскурсия в обезьянник). Там обыгрывается ситуация «Обезьянки уснули» (сплочение детей). Детям сообщается, что обезьянки любят спать вместе, прижавшись, друг к другу. Нужно лечь спать как обезьянки, не толкая, и не обижая друг друга. В ходе реальной действительности в природе дети осваивают умения создавать  для живых объектов условия, близкие к природным, с учётом потребностей живых организмов. Главное в этом уметь предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять её целостность. Освоение практических навыков и умений делает взаимодействие с природой не созерцательное, а осознанно-действенное.

Большое значение приобретает гармоничное отношение  человека и природы, формирование целостного видения, чувствование природы и способы её изучения. Должно идти развитие личностно-значимых начальных мировоззренческих взглядов на реальную действительность, формирование ценностного, ответственного отношения к природе. Выполнять разные задания хорошо, если есть взаимопонимание, доверительность, открытость, вера в дружбу. Это развивает игра«Заблудившийся ребенок»: Ребёнок пошел с мамой в лес и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Он пробродил в лесу весь день, усталый и перепуганный, сел под дерево и заплакал. Его обнаружили звери, которые никогда не видели человека.  Ребенок плакал, и звери его пожалели и решили помочь ему. Они стали гладить его, утешать, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на зверином языке, а утром проводили его домой. Игра вызвала большой интерес. Детям нравилось «говорить» на языке зверей. Было много разных высказываний, в которых дети эмоционально  выражали своё отношение.

Отечественные учёные предлагают пути и способы  преодоления  отчуждения ребёнка от природной среды, которая рассматривается как средство умственного, трудового и нравственно-экологического воспитания детей дошкольного возраста. Учитывая характер влияния окружения на детей, преобладание в обществе объектно-прагматического, безответственного отношения к природной среде, педагоги обращают особое внимание на разработку специальных условий приобщения подрастающего поколения к природе, как фактору общего формирования и развития личности. Главное в этом не просто предметное содержание, а характер её преподнесения взрослыми и восприятие детьми (В.А. Петровский).

В структуре отношений как педагогического образования обозначаются когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты (А.А. Бодалёв, А.В. Петровский). Главное в них: «ценностное отношение к красоте природы». Это внутренняя позиция личности, подразумевающая эмпатию, чувство сопричастности природе и отражение восприятие её красоты, что воплощается в созидательной деятельности в окружающем мире на основе гармонии и равновесии. В теории дошкольной педагогики складывается системный подход к решению таких проблем нравственно-экологического воспитания дошкольников, разрабатываются содержание и технологии. Решающую роль в этом выполняют социальные факторы и социальная среда, с которой личность взаимодействует. Формирование личности обеспечивают высокие, сознательные формы её пове­дения и деятельности, что образует единство развития волевой, эмоциональной, интеллектуальной, нравственной сфер.

Психическая деятельность человека и его социальная среда взаимосвязаны и взаимозависимы. Успешное развитие индивида зависит от благоприятных психосоциальных и социокультурных факторов. включая ближайшее окружение (семья, родители) и  широкое социальное окружение (общество в целом).

Выявление характера влияния среды как источника переживаний и деятельности ребёнка предполагает изучение её не в абсолютных показателях, а в отношении к ребёнку. Являясь активным существом, ребёнок в процессе открытого, динамического и диалогического взаимодействия преобразует среду. В педагогических исследованиях среда понимается как окружающее человека пространство, как сложная система внешних обстоятельств, необходимых доля жизни и развития человека. В истории педагогики накоплен значительный массив данных о характере влияния среды на воспитание и развитие детей. Опираясь на положение о большой роли  в становлении человека, ученые обращались к условиям, целесообразным для развития его индивидуальности, творческой самореализации. Предметом внимания явились внешние и внутренние факторы, их соотношение, сущность воздействия, особенности присвоения (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский).

Социализация дошкольника влияет на свойства личности, состоящие в преобладании нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, которые обозначают в системе мотивов индивидуальную выраженность. Процесс социализации идет активно, когда личность проявляет способности, удовлетворяет потребности и интересы, жизненные притязания. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская  их через сознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. Упражнение«Исполнение желаний» — помогает осознавать значимые для них желания.  Вспоминая желания, выбрать одно, важное. На вопросы: От кого зависит исполнение своего  желания. 15 (60 % – от взрослых);  10 (40 % – от меня, если никто не помешает). Что для этого должны сделать вы сами. 12 (48 % – стараться выполнить желание); 8 (32 % — не смогу сам); 5 (20 % – не знаю, как). Представьте, что наступил момент — и желание исполнилось? 21 (84 % – буду радоваться); 4 (16 % – могу обидеться). Какие чувства у вас появились. 11 (44 % — радость); 5 (20 % – огорчение); 4 (16 % – могу спеть); 5 (20 % – ни какие).

Механизм идентификации выражается в готовности чувствовать, переживать, действовать так, как если бы это он был сам. Характер переживаний и самооценка детей проявилась в упражнении «Психологическая загадка»: определение нравственных качеств личности.  Беседа строилась на вопросах: Кто умеет жить дружно, без ссор. 16 (64 % – могут все); 5 (20 % – у всех не получится);  4 (25 %  – не хотят жить дружно). Что можно сказать о человеке, который не хочет работать? 13 (52 % – ленивый); 12 (48 % – нет работы). Что можно сказать о человеке, который не всегда говорит правду? 21 (84 % – он обманщик); 4 (16 % — так получается).

Наличие личностного, глубоко заинтересованного отношения к знанию, когда оно становится внутренним приобретением, является одним из важнейших условий превращения нравственных знаний в убеждения, а стимулов – в мотивы. Постепенно в действие вступает закономерность: если поведение, поступки маленького человека продолжают диктоваться только его потребностями, то человек вырастает безнравственной личностью. У него развиваются  ненормальные, повышенные требования к жизни и всякое отсутствие требований к себе. Обществу нужна социально-нравственная личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами. Внимание должно уделяться характеру структурирования, организации социальной и природной среды, педагогический потенциал которых необходимо запустить, говорил В.В. Давыдов.

Для развития личности важны знания о мире и смысловые связи с этим миром. Когда знание действительности станет личностно-значимым для ребенка, оно превратится в путеводный  ориентир в ситуацию морального выбора. А.А. Люблинская требует создания единой системы, включающей моральные знания, отношения и действия. Этому способствует увеличение объема представлений и понятий об окружающем мире, возрас­тающая произвольность психических процессов, способность к усвоению связей между предметами и явлениями окружающего мира, возрастание возможностей умственного развития,  появление познавательных  и этических интересов.

Организация игры«Волшебное слово» позволило расположить собеседника к себе, сказать несколько теплых слов, помогающих установить хорошее отношение. Нужно подойти к детям и сказать им свои волшебные слова. На вопрос: Какой поступок можно назвать красивым? – когда хорошо делают, хороший, это подарок, когда буду красивой, когда папа дарит цветы маме, если кого-то угостить, плохо не вести себя -2, если слушаться -2, когда красиво одеваться, не знаю -5. Не красивый поступок — когда что-то ломается, когда плохо, порваны штаны, когда забывают о дне рождения, если с кем-то подраться, если грубить, не уважать маму;  если не слушаться -2, люди не красивые — 2, не знаю-7. Дети произнесли: «Спасибо» — 10 раз; «Пожалуйста» — 13; «Будьте добры» — 3; «Разрешите»-1»; «Извините» — 2; «Можно пройти» -1. Таких речевых диалогов, как: «будьте любезны», «я вас побеспокоил», «послушайте, пожалуйста» и другие слова, которые должен употреблять в своей речи нравственно-воспитанный человек, не подметили. Дети произносят те вежливые слова, которые они сами часто слышат (позитивный воспитательный микросоциум беден, поэтому нормы поведения и межличностные отношения необходимо совершенствовать).

Применялся приём: анализ ситуаций — рассмотрение жизненных ситуаций в  игре«Паровозик», которая  формировала у детей взаимопомощь, подчинение просьбе  сверстника, формированию понятия  «Мы». Дети-вагоны становятся в круг. Паровозик подъезжая, здоровается с каждым: «Здравствуй. (имя), ты мне  нужен, чтобы везти (уголь, молоко, дрова).  Помоги мне, пожалуйста»». Объявляет «нагружаемся», «поехали». Затем «приехали». Обращаясь к каждому по имени,  говорит: «Спасибо тебе за то, что помог отвезти…». В итоге дети  хором повторяют: «Когда нас много, мы сильные и многое можем». Игра протекает весело, эмоционально. В ходе игры дети начинают осознавать значение совместной деятельности и помощи друг другу, понимают, что вместе они могут сделать многое. В данной игре важен мотив как внутренний побудитель деятельности. Этот механизм облегчает социальную связь, которая соединяет людей вместе. В процессе формирования мировоззрения личности надо помочь ей осознать его этический смысл.  Дети учатся сочетать свои потребности с желанием окружающих людей, на этой основе формируются нравственные качества. Переход социального чувства в мотивационную сферу, превращение его в неосознанный мотив поведения означает формирование устойчивых стереотипов поведения нравственной воспитанности. Исследования определяют основу нравственности, как чувственно-интеллектуально-волевое выражение закономерности бытия, закладываемое в период дошкольного детства.

Философами античного мира признавался развитый интеллект, высокая нравственность, самооблада­ние, образованность сущностью духовности в человеке. С Античности и до Нового времени нравственность рассматривалась сквозь призму души, включающей интеллектуальные, чувственные и воле­вые выражения в качестве истины, добра и свободы; как производное от по­нятия «дух», в тесной взаимосвязи души, духа тела (Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, Эпикур и др.).

Я.А Коменский высказывал ценные мысли об универсальном умении жить в мире, уважать и любить людей, весь человеческий род. На основе анализа философской, педагогической и психологической литературы выявлены элементы в структуре общечеловеческих ценностей: жизнь как высшая ценность и системно-образующий элемент первого уровня ценностного ориентирования; гуманизм как высший идеал отноше­ния к человеку и миру, и основополагающий компонент второго уровня ценностного ориентирования; свобода, как условие и потребность существования в мире,  и главный компонент высшего, третьего уровня ценностного ориентирования.

Нравственные ценности – это часть общечеловеческих ценностей (добро, справедливость, терпимость и др.), которые обусловливают гармонию общественного порядка и внутреннюю гармонию личности. Нравственность – совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом. Это система нравственных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях,  нравственном сознании (предписание личности определённого поступка в  качестве их нравственного долга) и нравственной деятельности. Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образцом жизни. При рождении ребёнка мораль ему не дана. Он постепенно входит в мир морали, поэтапно осваивает существующие моральные ценности и нормы. Мало только всмотреться в другого, видеть его, надо еще и научиться его слышать. Значит,  воспринимать то, что он говорит тебе о твоих достоинствах и недостатках, открыто, по-доброму, с искренней заботой или с недобрым удовольствием, отмечая твои недостатки и тем самым, утверждаясь  (С.А. Козлова).

Содержание педагогической культуры немыслимо без знания семейной этики. Она создавалась веками, претерпевала трансформацию. Появляются новые ценности, образцы, расширяющие социокультурные  представления у человека. В детях нужно утвердить себя, продолжить в них духовное богатство прошлого.  Активность – качество конструктивное и нужное для вечно преображающейся жизни. Ребёнок учится здраво судить о людях, оценивать и узнавать добро-зло, ощущать, что он не один на свете и многие связаны с ним, как и он связан с ними. Он нелег­ко и непросто познает великую науку любить людей, жить с ними  в  мире. Добро и благо для ребёнка воспринимаются им как нечто само собой разумеющееся. Ребёнок вырастает с каменным сердцем потому, что он лишь потребитель радостей. Он берёт, получает, а это самое страшное в семейном воспитании.

Развитие личности осуществляется в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики положительно влияет или искажает развитие личности ребенка. На этических принципах: самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности решения поставленных задач  строится взаимодействие педагога и семьи.  По мнению исследователей роль семьи в формировании нравственной воспитанности, культуры личности обусловлена особым влиянием семейной микро-группы и важностью, ценностью детства. В зависимости от характера семейных отношений может складываться личность ребенка как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности или открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, или как трусливого, ленивого, жадного, капризного себялюбца.

Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка, благодаря постоянству, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, использованию механизма подкрепления. Это  проявляется в игре«Подбери маску», направленной на управление своими эмоциями на основе манипуляций пиктограмм-масок с изображениями различных персонажей. «Посмотри внимательно! Перед тобой лежат приготовленные для наших зверей маски. Звери наденут их на карнавал. Посмотрим, какое у масок настроение». Предлагаем определить: «Кто изображен? Какие чувства он испытывает?» Ребёнку  предлагаются карты с персонажами, для которых он должен подобрать соответствующую маску с разным настроением. В этом случае оказывается значимой психологическая поддержка – процесс взаимодействия с дошкольником с целью укрепления самооценки. У каждого формируется свой набор пиктограмм-масок: радость, страх, гнев, обида, зависть. Динамика переживания различна в зависимости от их глубины. Нравственные чувства могут приобрести характер «природного» чувства. Устойчивое чувство начинает определенным образом влиять на поведение ребенка, становится мотивом поведения.

Игра«Как я выражаю свои чувства? (о нравственных правилах поведения в игре)»: понимание как дети говорят друг с другом:  мирно или агрес­сивно, если чего-то хотят от других. Тон речи был разный: агрессивным тоном: «Ты опять взял мою резинку без разрешения?»; «Ну что ты за растяпа! Вечно ты забываешь  домашнюю работу!»; поднимаясь по лестнице: «Э! Не толкайся! Понял?»; дру­желюбным тоном: «Ты случайно не видел мою резинку?», «Ну что, забыл, куда положил тетрадь?»; решительно, твердым, но спокойным голосом: «А можно немного осторожнее? Ты же меня чуть с ног не сбил». Только — 44% детей  (высокий уровень) выполняли правильно инструкцию о нравственных правилах,  31% детей  (средний уровень), соответствовали  правилам частично; 25% (низкий уровень) относились к инструкции безразлично.

Данные свидетельствуют о том, что дошкольники посредством речи,  эмоционально выраженной, не всегда понимают истинное назначение речевого диалога. Они проявляют и негативное поведение,  порой не замечая, что они делают. Своей вины не видят и адекватно поступки не анализируют. Эмоциональные реакции растущего человека являются объединённым итогом этих начал. В них раскрываются особенности эмоционального отношения, которое установилось к определенному предмету или кругу явлений.

Проблемная ситуация «Котенок на дереве» вызвала конкретный способ её решения: Витя шел и вдруг услышал жалобное: «Мяу!». Он поднял голо­ву и увидел на дереве маленького котенка, который боялся прыгнуть на землю. Витя знал, что если влезть на дерево, то можно упасть. Мама не разреша­ла ему забираться на деревья. Котенок плакал. Вокруг никого не было. Что сделал Витя? Ответы: «Я принёс из дома стул и достал котёнка»; «Я позвала на помощь своих ребят»; я бы побежал быстро домой, спросил разрешение у мамы и вместе достали бы котёнка». Оказалось,  дети (100%) умеют приходить на помощь, пусть даже разными способами. Чувство отзывчивости к домашним животным им свойственно. Во всех ситуациях дети активно действовал механизм эмпатии – дети понимают реальную ситуацию и действуют в соответствии с ней. А.С. Макаренко считал, что выработка устойчивого, привычного нравственного поведения немыслима без правильной организации всей системы воспитательных воздействий. Это выработка сознательных целевых устремлений, усвоение эмоционального опыта, повторение нужных действий с «переживанием» их.

Решающее значение приобретают требования, которые человек предъявляет себе на основании индивидуально присвоенных моральных норм и принципов. Показателями моральной регуляции является: самосознание, в котором моральное поведение определяется формой расслоения целостного образа «Я» на «Я – реальное» и «Я–потенциальное»; стремление сохранить положительный образ себя — соблюдение моральных норм и принципов. Существенной стороной в развитии нравственных чувств является рост их внимания к переживаниям других людей и умение «сопереживать» с ними то, что их волнует, радует, печали.

Упражнение«Черная метка» вытесняет негативную энергию. Экспериментатор берет в руки «черную метку» и рассказывает о своих обидах, гневе. Говорит, что с её помощью можно избавиться от  неприятностей. Нужно об этом рассказать и сильно зажать «метку» в ладошке. Если ребенок не может говорить, то надо вспомнить, представить и постараться все отдать «метке». Она передается по кругу, попадая снова ведущему. Он порывает ее на глазах у детей, и они все вместе проговаривают: «Исчезай обида, гнев!».  Выясняет: «Кому она  помогла? Кому стало легче?».  Легче стало всем -25 (100 %); помогла — 18 (72 % детей). Упражнение «Правда и ложь» помогает оценить себя: сказать о себе одну правдивую вещь и одну ложную, определить их. Вопросы: Трудно  угадывать где,  правда, а где ложь. трудно — 25 (100 %). Что ты чувствуешь, когда говоришь правду о себе. спокойствие – 13 (52 %), неудобно говорить, скажут  «хвастун» — 12 (48 %). В проигрывании данных упражнений выделяется психологический механизм рефлексии – развитие способности осмыслять и переосмыслять свою деятельность и себя, как субъекта. Действительно единственно верный путь в жизни — утверждение добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего отношения к нравственному долгу.

Для закрепления навыка вежливости со сверстниками и взрослыми организовали  игру-розыгрыш«Праздник вежливости» разными ситуациями: Вы выходите из детского сада и встречаете заведующую, выходящую из него. Что сказать: «здравствуйте» или «до свидания»? Ответы: 18 = 72 % — «до свидания»;   4 = 16 % – «можно сказать – пока»; 3 = 12 % – «просто помолчать». Вы встречаетесь с медсестрой третий раз за день. Как приветствовать? — кивнуть головой, улыбнуться, ничего не говоря.  Ответы: 9 = 36 % — «можно и не здороваться – виделись уже»;  5 = 20 % — «лучше ничего не говорить, а просто улыбнуться»; 7 = 28 % — «кивать головой не красиво»;  4 = 16 % – «лучше поздороваться». Во всех ситуациях активно функционирует механизм стериотипизации. Согласно исследованиям В.В. Абраменковой стериотипы выступают сначала в простых значениях, постепенно усложняясь. Полностью реализация его не возможна для дошкольника в связи с его возрастными особенностями.  А.А. Бодалёв отметил, что образы восприятия людей часто выполняют роль фактора, влияющего на образование у детей определённых форм поведения к сверстникам.

В результате исследования, проведенного С.Г. Якобсон, доказано, что подлинное воздействие на нравственное поведение ребенка оказывает оценка, которую он сам себе дает как личности, ответственной за своё поведение, признавая свое сходство с образами, зафиксированными в общественном сознании как воплощение зла. Мотивация поведения – это субъективная детерминация. Через нее человек входит в действительность. У детей встречаются расхождения между знаниями правил морального поведения (как надо и как нельзя поступать?): первоначальными нравственными понятиями (что хорошо и что плохо?) и подлинным поведением ребенка, действиями по этим правилам. Происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим требованиям общества.

Ситуация: Ребята из вашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал (а) в детский сад, а игра уже началась. Попроси, чтобы ребята тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя? Все 25 (100 %)  детей: «объясню, почему так получилось и скажу: постараюсь больше не опаздывать». Ответы старших дошкольников показывают, что они учатся нравственно оценивать конкретные ситуации и находить позитивные решения. Это свидетельствует о развитии терпеливости, умения владеть собой. Дети не должны испытывать негативные эмоции к тем, кто от них чем-то отличается, а просто дружить с ними и контактировать.

Игра«Работаем вместе» формирует со-участие, воздействия друг на друга. Группа делится на три подгруппы для каждой – своё задание: вымыть посуду, приготовить суп, посадить дерево. Каждый ребёнок выполняет свою часть задания, например: один ребенок копает яму, другой — опускает в яму дерево и расправляет корни, третий — закапывает яму, четвертый — поливает дерево. Каждая подгруппа по очереди показывает остальным детям, а те угадывают, что она делает. При подведении итогов ведущий оценивает выполненную работу, подчеркивая, что для работы необходимо терпение (создание положительной установки и регуляция действий позволила дошкольникам быть активными и справиться с заданием).

Закрепление нравственных — этических понятий было в  упражнении«Волшебный магазин», где ведущий — продавец, который обменивает одни товары (качества) на другие. Он рассказывает, что в магазине есть такие товары: честность, доброта, терпеливость, общительность, верность в дружбе, умение слушать, умение владеть собой. Каждый может приобрести то, чего нет у него. Если покупатель просит у продавца «терпение», то он спрашивает, сколько ему «нужно терпения», зачем оно ему. Оплата может быть и другим качеством. Вопросы: « Какое качество тебе нужно?»: честность – 7(28 %); доброта – 11 (44 %);  терпеливость – 5 (20 %); умение слушать и владеть собой — 2 (8 %). «Зачем тебе это качество: приходится им – 100 %.  «Какое качество ты хотел приобрести?»: верную дружбу, но не знаю, как.

Восприятие и понимание нравственных этических понятий  свидетельствует  об активности дошкольника в оценке результатов. Злость-доброта – парные качества. Добро и зло существует в одном человеке или в одной социальной общности и взаимно переходят друг в друга. Проявление зла влияет отрицательно на поведение, мешает детской дружбе.  Это нашло отражение в занятии«Поручения взрослых надо выполнять». Цель: учить детей добросовестно относиться к своей деятельности, выполняя свои обязанности. Воспитывается контроль, корректируется аффективность поведения, развивается уверенность в себе.

Анализ основополагающих документов в сфере образования феде­рального и регионального уровня позволяет сделать вывод в том, что пе­ред педагогикой стоит социально-значимая проблема воспитания личности, как одного из важных факторов преодоления нравственного кри­зиса, переживаемого обществом. Сегодня приобретает особую актуальность проблема осмысления нравственности в контексте образования.

Положительная нравственная направленность опирается на систему моральных чувств, среди которых особое значение имеют: доброжелательность, сострадание как эмоциональное выражение отношения ребенка к окружающим, чувство стыда как проявление отношения к собственным поступкам. Основой экологически направленной деятельности является детская трудовая деятельность в разных формах её проявления, предметным содержанием которой являются разные виды взаимодействия ребёнка с природой в процессе игры. проведения опыта, решения проблемных ситуаций, изготовления подарков из природного материала.

По научно-исследовательским материалам И.Н. Вавиловой, О.В. Калининой, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск