Свежие публикации

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

Что слышу – забываю,

что вижу – я помню,

что я делаю – я понимаю .

Конфуций

Актуальность: В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, поэтому им необходима методическая помощь в данном вопросе.

Степень новизны исследования характеризуется тем, что в процессе использования опытов и экспериментов была исследована и установлена тесная связь между детским экспериментированием и повышением детской познавательной активностью, широким развитием интеллектуальных и творческих способностей детей. Определена роль родителей в данном вопросе.

Содержательно-целевая линия: автором разработан материал по применению отдельных экспериментов для дошкольников по различным направлениям: определение свойств предметов неживой природы, некоторых элементарных природных явлений, их причинно-следственных взаимосвязях и зависимостях, преобразованиях. Этот материал адресуется родителям в целях повышения их компетенции и применения на практике.

Ведущие ключевые идеи:

· развитие познавательных способностей детей, умение находить ответы на вопрос «почему?»

· формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;

· развитие доказательной речи дошкольников;

Цель: Родителям предоставить ребенку возможность для исследовательской деятельности как активного метода познания.

Задачи:

1. Развитие у детей навыков экспериментирования

2. Сформировать алгоритм действий

– цели;

– отбор исследовательских действий;

– умение выполнять экспериментальные действия;

– делать выводы;

– описывать опыт, доказательно рассказывать о нём.

Методы деятельности: практические (опыты, эксперименты), наглядные (модели, схемы и т. д.), словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово).

Ожидаемые результаты:

У дошкольников развивается умение :

- активно познавать окружающий мир,

- действовать согласно алгоритма познания,

- умение применять разные способы детского экспериментирования,

- ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы,

- доказательно объяснять полученный результат,

- формируются предпосылки учебной деятельности.

У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями; родителей - компетентными в вопросах детской исследовательской деятельности и экспериментирования.

Перспектива развития

1. Предполагаемая система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира.

2. Полученный багаж знаний и умений, позволяет каждому ребенку раскрыть его индивидуальные и творческие способности, поддержать в дошкольнике интерес к исследовательской деятельности.

3. Родителям - предоставить материал для развития познавательной активности малышей.

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В своем исследовании я придерживаюсь определения, предложенного Поддьяковым Н. Н. «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой».

Экспериментирование – особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлению у детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Дошкольный возраст – это сензитивный период для введения детей в мир многофакторных, системных объектов и явлений.

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность.

Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата, методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Источником познавательной активности становятся преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребёнка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребёнка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и ценностной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности.

При этом очень важную роль играет познавательная задача, условием ее постановки которой перед ребенком является создание проблемной ситуации в игре или в другом виде деятельности. Проблемная ситуация возникает в том случае, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, так как необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы.

Самостоятельная работа детей носит в такой ситуации поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним.

Особенности психологического сопровождения исследовательской деятельности и детского экспериментирования

Детей, даже самых маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для исследований и экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития психических процессов, творческих способностей. Постоянные «нельзя», «не лезь туда», «не тронь» способно серьезно помешать развитию детской любознательности.

Дети в разном возрасте имеют разные психические возможности исследовательской деятельности.

Малыш трех лет познает мир по принципу «что вижу и трогаю, то и познаю», поэтому он успешнее всего постигает предметы и объекты, к которым можно приблизиться, рассмотреть, подержать в руках, а также события и явления, непосредственным свидетелем и активным участником которых он был.

Для развития исследовательской активности надо наполнить жизнь ребенка различными объектами, предметами, явлениями и событиями, которые будили бы его мысль, давали пищу для размышлений, увеличить доступную детям «территорию познания», вывести их за пределы группы.

Ребенок более старшего возраста – уже осознанный исследователь и экспериментатор. Вот он меряет лужу, бросает в нее пузырьки от краски. Смотрите, сколько экспериментальных исследований, а для многих взрослых – это просто баловство.

Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предметах какие-то новые стороны и специфические особенности? Происходит это потому, что его восприятие и внимание носят аналитический характер - он не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. Это умение тесно связано с умением видеть проблемы, а потом и разрешать их.

При проведении исследовательских занятий и экспериментирования нужно помнить не только о физическом, но и о психическом здоровье. Родителям нужно помнить:

· при постановке экспериментов, проведении обследования и самообследования ни в коем случае нельзя делать выводы о моральных или физических качествах ребенка;

· не следует перегружать детей негативной информацией: пугать «микробами», «червячками в животике» или смертью, много или слишком образно рассказывать о последствиях загрязнения воды, воздуха, почвы. Дети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью, у них легко развиваются невротические состояния;

· при организации работы с детьми родитель должен быть предельно корректен и тактичен.

Эти правила надо соблюдать как при проведении экспериментов, так и при анализе их результатов:

· нельзя заставлять ребенка производить действия, которые тому неприятны или кажутся неприемлемыми, независимо от причин, вызвавших это неприятие;

· чтобы у детей сформировался устойчивый интерес, чтобы получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения и эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически.

Проанализировав работу по познавательному развитию детей в детском экспериментировании, пришла к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности при участии родителей. Была отработана следующая система работы:

1. Диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и родителей.

2. Создание условий для детского экспериментирования дома.

3. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

4. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

5. Проведение ежедневных эвристических бесед.

6. Развитие параллельного взаимодействия в сферах:

воспитатель — родитель;

воспитатель — ребенок — родитель.

7.Сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов.

8. Систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций.

9. Отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Мы проводим вечера вопросов и ответов, создали специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т. д.

Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия для родителей:

1. Собрание «Мы – будущие исследователи»;

2. Составлены рекомендации:

-Как помочь маленькому почемучке;

-Ребенок - маленький исследователь;

-Игротека маленького исследователя;

-Техника безопасности на кухне;

-Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло;

-Игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование.

Советуем родителям, что для подготовки ребенка к исследованиям вовсе не обязательно окружать его сложными технологичными штучками, дорогостоящими наборами «Юный химик», «Юный физик». Для развития творческих и аналитических навыков вполне достаточно природной любознательности, ежедневных занятий и простых предметов, которые есть в доме у каждого: лупа, линейка, рулетка, транспортер, микроскоп, весы, фонарик, градусник, бинокль, барометр. часы.

Был разработан и осуществлен проект «Исследуем четыре стихии», в котором также ключевая роль отведена родителям (приведен в сокращенном виде, выделено только направление работы с родителями).

Задания и рекомендации для родителей

1. Исследование стихии Вода .

- Исследование «Исчезающая вода»;

-Рекомендация «Из чего состоит вода?»

2. Исследование стихии Земля.

-Опыты с почвой на даче;

3. Исследование стихии Огонь

-Что делать, если в квартире начался пожар?

- Отгадайте загадки.

4.Исследование стихии Воздух

-Опыты с воздухом;

-Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят;

-Почитайте детям о самолетах и летчиках.

По итогам осуществления данной работы была проведена диагностика детей и родителей. Всего принимало участие в обследовании 73 ребенка в возрасте 5-7 лет и их родители.

1. Результаты диагностики уровня воспитания личностных качеств ребенка в экспериментальной деятельности за учебный год показали, что в течение учебного года отмечена положительная динамика в уровне воспитания личностных качеств с детьми в экспериментальной деятельности.

2.Диагностика методики «Радости и огорчения » помогает выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников. В течение года прослеживается увеличение количества детей, у которых определяются радости и огорчения познавательного характера, связанные с исследовательской деятельностью (с процессом на 3% и с результатом – на 13%). Количество детей, у которых радости и огорчения, связанные с самим собой и с другими людьми, уменьшилось в сумме на 16 %.

Таким образом, познавательная активность детей увеличилась.

3. Методика «Древо желаний » (В. С. Юркевич) по изучению познавательной активности детей показала, что за учебный год произошли положительные изменения – на 5% увеличилось количество детей, определяющих высокий познавательный уровень, на 9% - средний уровень. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 4%.

5. Методика «Выбор деятельности » исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Отмечены положительные изменения в количестве детей, предпочитающих детское экспериментирование из других видов деятельности.

6.Результаты исследования овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью в начале и конце учебного года показали:

Выявлены причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

1. познавательный интерес неустойчивый;

2. не всегда дети видят проблему;

3. малоактивны в выдвижении идей;

4. стремление к самостоятельности не выражено;

5. пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Использованы пути совершенствования:

1. изучение интересов детей;

2. работа с родителями;

3. воспитание уверенности в своих силах;

4. воспитание самостоятельности, решительности;

5. индивидуальная работа по расширению и углублению знаний;

6. воспитание трудолюбия;

7. обучение умения работать в команде.

Результаты диагностики в конце учебного года показали, что по всем параметрам произошел положительный сдвиг в овладении детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

7. Результаты анкетирования родителей по повышению компетентности в организации экспериментальной деятельности детей «Экспериментирование дома». Анкета проведена в начале и конце учебного года. Выявлено, что родители стали более активно включаться в экспериментирование детей дома, интересоваться, оказывать поддержку, создавать условия. Повысилась их компетентность в вопросах детской исследовательской деятельности и экспериментирования.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Целью данного исследования являлось выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности. По результатам проведенного обследования я выявила, что дети проявляют интерес к экспериментированию, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

ª повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

ª повышение уровня развития познавательных процессов;

ª речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

ª личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);

ª знания детей о неживой природе;

ª повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности и родителей в организации этой деятельности.

Литература

1. Гризин Т.“Познаю мир”. Москва: “Просвещение”, 2001.

2. Егорова Т. Развитие у старших дошкольников исследовательских умений и навыков в процессе изучения природы //Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.

3.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.:Сфера, 2004

4. Иванова А. Детское экспериментирование как метод обучения // Управление ДОУ. – 2004 - №4.

5. Куликовская И. Совгир Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М. Пед. общество России, 2003

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Л. Н.Прохоровой. – М. АРКТИ, 2003.

7. Поддьяков А. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.

8. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М. АРКТИ, 2004.

9. Савенков А. И. Маленький исследователь. “Как научить дошкольника приобретать знания”. Ярославль: Академия развития, 2002.

10. Савенков А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от А до Я. – 2004 - №2.