Похожие темы

Текст

научной работы на тему "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

УДК 373.2

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности

Воробьева Н.А. Зебзеева В.А.1

Ребёнок - маленький экспериментатор и исследователь, стремящийся познать окружающий мир. Как сказал Л.С. Выгодский: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

При подготовке детей к школе необходимо научить детей быть самостоятельными, ориентироваться в пространстве, применять знания о предметах их свойствах, уметь правильно ими воспользоваться. Всё это становится возможным в процессе организации экспериментально- исследовательской деятельности детей.

Исследовательская, поисковая деятельность выступает, как естественное состояние познания окружающего мира.

Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития [6].

В экспериментально-исследовательской деятельности дети знакомятся с переходом веществ из одного состояния в другое, свойствами воздуха. У детей развивается познавательный интерес, активность, память и мышление. Они учатся сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

Экспериментирование учит детей совместно действовать в коллективе, помогать друг другу, общаться, самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

В процессе экспериментирования дети учатся ставить перед собой задачу, находить средства для ее решения, контролировать процесс. Таким образом, эксперимент выступает как инструмент творческого освоения мира [3].

У каждого ребёнка наступает пора «почемучек», они хотят знать всё в этом мире. Дети часто разбирают по частям кукол, машинки, различные предметы. Главной задачей взрослых является правильно отве-

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Россия.

тить на заданный вопрос. Заинтересовать ребёнка, вместе с ним рассмотреть и обследовать предмет и сделать вывод, почему предмет выглядит именно так.

Очень хорошо, когда ребёнок задаёт вопросы, и тревожным сигналом является отсутствие вопросов. Надо обязательно отвечать на вопросы детей, и хвалить их за умение задавать вопросы. Никогда нельзя отталкивать ребёнка словами: «Мне некогда», «Рассмотрим в следующий раз», «Я устала». Так мы убиваем в ребёнке жажду познания, а может быть и будущего учёного, исследователя, геолога.

В ходе экспериментально-исследовательской деятельности ребёнок учится наблюдать, размышлять, использовать собранный материал, делать выводы, соблюдать правила безопасности.

В экспериментальной деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить свою любознательность. Он с удовольствием представляет себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Исследования О.В. Дыбиной, А.И. Ивановой, В.И. Логиновой, Л.М. Маневцовой показали, что дети с помощью экспериментирования способны усваивать представления об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах.

Авторы считают, что дошкольный возраст наиболее сензитивен для развития познавательной активности. В этом возрасте развивается любознательность и познавательный интерес.

Методические рекомендации по организации опытно-

исследовательской деятельности содержатся в работах С.Н. Николаевой, А.И. Савенкова, Н.Н. Поддъякова. В них предлагается организовывать работу таким образом, чтобы дети могли самостоятельно повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать, задавать и отвечать на вопросы, используя результаты опытов.

Исследовательская деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы [6].

Познавательная активность ребенка характеризуется интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Основой познавательной активности выступают противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения [1].

Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью

трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

Нами проводилась диагностика уровня развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, а также уровня сформированности у детей исследовательских умений и навыков.

Результаты диагностики показали невысокий уровень развития познавательной активности и сформированности исследовательских умений и навыков у детей, что побудило нас к проведению формирующего эксперимента.

Свою работу мы начали с создания развивающей среды в группе. С помощью родителей мы соорудили детскую лабораторию, в которой разместили различные приборы: весы, песочные часы, увеличительные стекла, магниты, термометры, детские микроскопы. Были собраны сосуды различной формы, технический материал, разные виды бумаги, ткани.

Также в лаборатории были размещены воздушные шары, пластилин, соломинки, цветные стекла, сито для просеивания песка, формочки и другое оборудование и материалы. Здесь же был размещен собранный на участке детского сада природный материал.

Регулярно лаборатория пополнялась новыми материалами для экспериментирования. Всё это делало лабораторию привлекательной для детей. Дети с большим удовольствием занимались опытноисследовательской деятельностью, искали ответы на поставленные вопросы.

Вместе с детьми мы нарисовали рисунки на которых изобразили различные виды экспериментов: снег-сосулька, бумага-вода, замки из мокрого песка - сухой песок и др.

Чтобы детям было интересно экспериментировать, мы придумывали сказочные ситуации, вводили сказочных героев. Детям предлагалось помочь жителям сказочного леса, исследовать тропу, чтобы не попасть к огнедышащему дракону или спасти прекрасную принцессу из высокой башни.

При этом ребенок должен был решить, каким способом легче будет её выручить с помощью деревянной лестницы или с помощью верёвки.

Данные ситуации способствовали тому, что дети с большим желанием включались в экспериментирование, учились выделять главное, сравнивать два объекта (например, пластилин и глину, находить разницу между снегом и водой, снегом и льдом).

Опытно-экспериментальная деятельность тесно связывалась с наблюдениями. Весной мы проводили с детьми длительные наблюдения за прорастанием чеснока, сажали рассаду для клумбы, наблюдали

за распусканием листочков на веточках, которые мы заносим в группу и ставим в воду.

Вместе с детьми из пластилина был сделан макет вулкана. По бокам вулкана дети выкладывали камни, сделали песчаные дорожки. Как на настоящем вулкане, сделали воронку. Предусмотрели углубления, в которые будет сливаться вода (лава).

В начале эксперимента мы рассмотрели чистую воду. Потом мы решили добавить песок и посмотреть, что произойдёт с водой. Вода стала грязной. Чтобы вода стала похожей на лаву, мы добавили в неё красную краску.

Дети экспериментировали с макетом, перекрывали путь воде большим камнем, помогали прокладывать для лавы новый путь. Действия были так наглядны и так интересны для детей, что и дети с большим удовольствием демонстрировали действия с макетом детям средней группы, выступали в роли ученых, раскрывали причины этих процессов.

Дети проводили эксперименты с бумагой, изучали её свойства. Каждому ребёнку предлагали различный материал: картон, салфетка, обычный лист бумаги. Дети рассматривали каждый лист, старались сделать из каждого листа кораблик. Дети убедились, что сделать это можно только из салфетки и бумаги, и нельзя из картона.

Сделанные нами кораблики мы опустили в чашу с водой и увидели, как повела себя бумага. Кораблик из салфетки утонул очень быстро, из бумаги затонул позднее и только листочек картона плавал долго. Так дети знакомились со свойствами бумаги.

Большой интерес у детей вызывали предметы с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестные детям. Такими предметами были: магнит, коллекция минералов, механизмы. Эти предметы способствовали возникновению исследовательской деятельности. Дети задавали вопросы: «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?».

В процессе экспериментирования с детьми проводились различные беседы, наблюдения, экскурсии. Был оформлен уголок для выставки, где разместили различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и т.п.)

Большая работа проводилась с родителями. Вместе с детьми им предлагалось выполнить домашнее задание: рассмотреть солёную воду, почему в простой воде яйцо тонет, а в солёной воде плавает. Предлагалось провести эксперимент с воском и бумагой, с испарением воды.

Дети с восторгом воспринимали любой эксперимент. Иногда для детей получался совершенно неожиданный результат. Это не останавливало детей, и они вновь экспериментировали, добивались нужных результатов. В результате организации детского экспериментирования,

мы пришли к выводу, что детям интересно экспериментировать и исследовать. У них развивается познавательная активность, расширяется кругозор, формируются представления о живой и неживой природе, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле), о применении их человеком.

Дети научились делать выводы. Они стали самостоятельными, инициативными, активными, и в этом нам помогла организация экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Библиографический указатель:

1. Веракса Н.С. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.С. Веракса, О.Р. Галимов. М. Мозаика-Синтез, 2012. 80 с.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетина. М. 2004.

3. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / В. А. Зебзеева. М. ТЦ Сфера, 2009. 288 с.

4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А.И. Иванова // Управление ДОУ, 2004. № 4. С. 84-92.

5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду, 2003. № 3, 4, 5.

6. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения [Текст]/ А.И. Савенков // Дошкольное воспитание, 2005. № 12. С. 3-11.

7. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей [Текст] / Е. Соловьева //Дошкольное воспитание, 2005. № 1.

Об авторах:

- Воробьева Наталья Анатольевна, студентка факультета дошкольного и начального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Россия.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

- Зебзеева Валентина Алексеевна, доцент, кандидат педагогических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.