Похожие темы

Текст

научной работы на тему "МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА". Научная статья по специальности "Специальные (коррекционные) школы. Дефектология"

МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Свинина Н. А.

Деятельность учителя-логопеда, работающего как в системе образования, так и в системе здравоохранения, многофункциональна и включает в себя следующие виды: диагностика и коррекция речевых нарушений; профилактика нарушений речи у детей; обучение родителей приемам логопедической работы; самообразование; ведение документации; научно-исследовательская работа; отчетно-итоговая деятельность [5].

В ходе реализации каждой из перечисленных функций логопед осуществляет управление. Одним из звеньев управления является мониторинг [10].

Екатеринбург

Психолого-педагогический словарь определяет мониторинг как «контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью» [4]. Применительно к образовательному учреждению С. Е. Шишов и В. А. Кальней [10] выделяют следующие виды мониторинга: по масштабу целей образования (стратегический, тактический, технологический); по частоте процедур (разовый, периодический, систематический); по организационным формам (индивидуальный, фронтальный);

по используемому инструментарию (стандартизированный, нестандартизированный).

Мониторинг речевого развития детей включает в себя процедуру диагностики речевых нарушений (выявление) и оценивание состояния речи. Методы логопедического и нейропсихоло-гического обследования детей дошкольного и школьного возраста описаны в работах Т. В. Ахутиной, О. Е. Грибовой, Р. И. Лалаевой, Л. Ф. Спировой, Т. А. Фотековой, Л. С. Цветковой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др.

Для проведения процедуры оценивания речи необходимо построить шкалу оценки, подобрать и подготовить оценивающих (судей), провести оценивание и сравнить полученные результаты с нормой [1].

Наибольшую трудность на сегодняшний день представляет выбор самой оценки качества речи детей. В Положении о логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении (приложение к письму от 25.03.02 № 05-05-805 «О Примерном положении

о логопедическом пункте при ДОУ») предложена диагностическая карта динамического наблюдения речевого развития детей, в которой каждый формируемый навык предлагается обозначать определенной геометрической фигурой. Успешность усвоения навыка ребенком отражает частичное или полное заполнение цветом геометрической фигуры. При этом логопед словесно описывает характер трудностей, испытываемых ребенком в ходе коррекционной работы и пути решения этих трудностей.

На практике логопеды долгое время пользовались вербальными оценками: речь «отличная», «хорошая» и «удовлетворительная», «плохая». Есть примеры оценок речи, разработанных для детей с конкретной речевой патологией. Например, Л. И. Вансовская предложила четырехбалльную шкалу оценки произносительной стороны речи детей с рино-лалией, в основе которой лежат два критерия: устранение назального оттенка и нарушений звукопроизношения

В. И. Селиверстов предложил оценивать речь заикающихся по трехбалльной шкале:

1) практически здоровая речь - свободная и уверенная во всех ситуациях;

2) незначительные остаточные явления заикания - запинки в речи ребенка появляются в сложных ситуациях;

3) значительные остаточные явления заикания

- запинки в речи ребенка присутствуют даже на занятиях с логопедом [7].

Недостатками этих оценок, на наш взгляд, является их субъективность, «расплывчатость».

В последнее время появляются количественные оценки речи детей, позволяющие бо-

лее объективно оценить динамику коррекционной работы как за весь период обучения детей, так и за небольшой отрезок времени [2, 3, 6, 8, 9]. Это особенно важно для логопедов, работающих в медицинских учреждениях, так как там отдельный период коррекции речи может продолжаться 2-5 недель. Рассмотрим некоторые способы количественной оценки речи детей.

В.И. Вакуленко, Л.Я. Дербалюк, Г.И. Семенченко [8] предложили метод оценки речи детей с открытой ринолалией. Сначала трое судей-слушателей (логопед и хирурги) определяют количество нарушенных звуков у ребенка. Далее это количество звуков выражается суммой соответственно критерию частоты наличия звука в русском языке. (Например, самыми распространенными в русском языке являются звуки [л], [н], [т]. Их критерий равняется 6, т.е. на 100 звуков каждый из них встречается 6 раз. Самыми редко встречающимися оказались звуки [ф] и [щ]. Их критерий равен 0,1.) Сумму нарушенных звуков умножают на коэффициент степени расстройства речи, включающий оценку степени назально-сти и разборчивости речи ребенка (по шкале от

1 до 5, где «1» - «чистая», разборчивая речь, «5» - до непонятности деформированная речь). Полученное произведение и есть оценка речи ребенка. Так, по мнению В.И. Вакуленко и др. [8], речь детей с открытой ринолалией может быть оценена следующим образом:

- нормальная - 0,

- хорошая - 1-20,

- понятная - 20-50,

- малопонимаемая - 50-100,

- непонятная речь - 100-150 и выше.

Данный метод достаточно прост в использовании, но он позволяет оценить только произносительную сторону речи детей с открытой ринолалией, хотя мы знаем, что у данной категории детей может быть и более сложная структура речевого дефекта - фонетикофонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи (А. В. Доросинская, Т. В. Васильева, З. А. Репина и др.).

Наиболее полные количественные оценки речи детей представлены в работах Б. С. Бондаренко с соавт. [2], Т. А. Фотековой [9] и др. Т. А. Фотековой [9] предложены серии заданий для углубленного исследования всех сторон устной речи младших школьников, разработаны критерии оценки их выполнения.

Б. С. Бондаренко с соавт. [2] разработали количественные оценки речи детей разных возрастных групп, начиная с 2-х лет. По трехбалльной шкале оценивается состояние артикуляционного аппарата, звукопроизноше-

ния, голоса и просодики, понимание речи, лексико-грамматическая сторона речи ребенка, состояние фонематического слуха. Балльные оценки по каждому из перечисленных разделов суммируются, вычисляется средняя оценка и, в зависимости от набранных баллов, нарушения речи классифицируются как «легкие», «умеренные» и «тяжелые».

На наш взгляд, достоинством этих методик является то, что они могут быть использованы для оценки речи при любой речевой патологии.

Проанализировав опыт применения данных оценок на практике, можно сформулировать основные требования, предъявляемые к оценке речи детей:

• универсальность (может быть использована для детей с различными речевыми нарушениями);

• полнота оценки речи (позволяет оценить состояние всех компонентов речи);

• оперативность (оценка речи должна быть

проста в использовании и сама процедура не должна быть продолжительна по времени).

Попытка создания компьютерной оценки устной речи детей, отвечающей перечисленным требованиям, была предпринята сотрудниками кафедры психопатологии и логопедии УрГПУ и кафедры вычислительной техники УГТУ-УПИ (2001 г.).

Нами была предложена шкала оценки речи от 0 до 1 (чем выше оценка, тем ближе она к 1), разработана система весовых коэффициентов, сформулированы правила оценивания. Экспериментальная версия программы компьютерной оценки речи позволяет оценить состояние анатомо-физиологической базы речи, психологической базы речи, языковых и речевых средств и формы общения ребенка (причем, мы имеем возможность получить как оценку отдельных компонентов речи, так и оценку языковой личности в целом). Фрагмент электронной речевой карты, входящей в состав программы компьютерной оценки речи, приведен на рис. 1.

Рис. 1. Фрагмент электронной речевой карты дошкольника

Литература дошкольном образовательном учреждении

1. Диагностика в детском саду. Содержание и [Текст] / Л. А. Баландина [и др.]. - Ростов-

организация диагностической работы в на-Дону. Феникс, 2004. - 288 с.

2. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. методические рекомендации [Текст] / Бондаренко Б.С.[ и др.]. - М. ; С-Пб, 1998. - 300 с.

3. Николаев, А. Н. Математические модели и комплекс программ для автоматической оценки качества речевого сигнала [Текст]. автореф. дисс. кандид. техн. наук. 05.13.18 / Николаев Алексей Николаевич ; Ур. гос. техн. ун-т - УПИ - Екатеринбург -2002. - 24 с.

4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / автор-сост. В. А. Мижериков. - Ростов-на-Дону. Феникс, 1998. - 554 с.

5. Свинина, Н. А. Компьютерная поддержка деятельности логопеда [Текст] / Н. А. Свинина // Специальное образование: состояние и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции 25-26 марта 2003 г. - Екатеринбург, 2004. - с. 70-71.

6. Свинина, Н. А. Компьютерная оценка каче-

ства устной речи как способ оценивания речевого развития детей [Текст] / Н. А. Свинина, О. Х. Каримова // Информационные технологии в системе образования Свердловской области. Сборник материалов научнопрактической конференции 11-12 мая 2005г. (ч.2). - Екатеринбург, 2005. - с. 117-119.

7. Селиверстов, В. И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий [Текст] / В. И. Селиверстов. - М. Владос, 1994. - 200 с.

8. Семенченко, Г. И. Нарушения слуха и речи при врожденных незаращениях неба [Текст] / Г. И. Семенченко, В. И. Вакуленко, Л. Я. Дербалюк. - Киев. Здоровье, 1977. - 151 с.

9. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. методическое пособие [Текст] / Т. А. Фоте-кова. - М. Айрис-пресс, 2006. - 96 с.

10. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе[Текст] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней - М. Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.