Изучение особенностей развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Введение

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. Особенно велико значение сверстников в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Если неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности, то гораздо более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цель курсовой работы – изучение особенностей развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Глава 1 Применение игры в процессе развития коммуникативных умений старших дошкольников

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1.1 Специфика развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Поэтому в детском саду большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные - психофизиологические особенности ребёнка.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2.2 Факторы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С переходом в старший дошкольный возраст вся система отношения детей к окружающему миру, прежде всего к людям, коренным образом меняется. Ведущее место в восприятии и сознании ребенка занимает человек, его действия и, что чрезвычайно важно, отношения. Дошкольник c необычайным интересом прислушивается к разговорам взрослых, пытается проникнуть в смыслы их отношений, понять причины действий и поступков, мотивы поведения. Начинается пора его социального взросления («очеловечивания», по А.Н. Леонтьеву).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Чрезвычайно значимым для коммуникативного развития признаком «взросления» является «открытие» ребенком мира сверстников. Если в раннем детстве дети могли существовать параллельно, рядом, а не вместе, ориентируясь, в основном, на взрослого, то в старшем дошкольном возрасте они входят в общее коммуникативное пространство. Сверстник вызывает живое любопытство, становится притягательным объектом взаимодействия. Дети начинают осваивать коммуникативную горизонталь. К старшему дошкольному возрасту сверстник прочно занимает доминирующую позицию в структуре коммуникативного поведения дошкольников. Возникают детские объединения, которые образуются уже не по «территориальному» признаку, а на основе общих деловых, игровых, познавательных и личностных интересов. В результате делового и игрового взаимодействия у детей складываются межличностные отношения, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Таким образом, если для старших дошкольников более доступными и комфортными являются коммуникативно-вертикальные отношения и сверстник становится предпочитаемым объектом общения. А взрослый для старшего дошкольника является источником знания, собеседником, который способен удовлетворить растущие познавательные потребности ребенка.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте становится познавательно-личностным. Личностным потому, что сам сверстник становится мотивом общения. Ребенку важно в этом возрасте играть, строить, лепить вместе с тем, кто является предпочитаемым коммуникативным партнером. В качестве такого «мотива» выступают и взрослые, которые удовлетворяют не только и не столько бытовые потребности ребенка, сколько познавательные. Так ребенок формирует свой «круг общения», состоящий из людей, программа поведения которых отвечает его потребностям и интересам.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Итак, к старшему дошкольному возрасту у ребенка уже формируются основные коммуникативные умения, его коммуникативная активность направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного – взрослый.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Если коммуникативное развитие ребенка оказывается в зоне риска, если он испытывает определенные трудности в налаживании межличностных отношений со сверстниками, то он нуждается в психолого-педагогической поддержке и сопровождении. 1

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В последнее время при разработке методов коррекции недостатков коммуникативного поведения в дошкольном возрасте все большее внимание уделяется работе по овладению детьми кооперативными умениями в процессе совместной игровой деятельности. Только в этих условиях у ребенка удается сформировать устойчивую ориентацию на сверстника, внимание и чувствительность к нему, умение распределять и обмениваться действиями, соблюдать правила очередности, необходимые для осуществления совместной деятельности коммуникативные навыки. Очень важно, что именно в совместной игровой деятельности у детей возникает потребность в обмене высказываниями, то есть возникает инициативный диалог, который, возникнув, начинает планировать и регулировать эту деятельность.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Недостаточность коммуникативного развития современных дошкольников требует самого серьезного внимания со стороны родителей, психологов и педагогов, так как без своевременной психокоррекционной работы у ребенка могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации. Неумение общаться может отражаться и на успешности школьного обучения, порождать у ребенка чувство неуверенности, «ожидание неуспеха», формировать низкую самооценку, следствием чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение, которое имеет нередко защитный характер.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Поэтому и в семье, и детском саду чрезвычайно полезны для ребенка все виды сотрудничества как со взрослыми, так и сверстниками, которых надо приглашать, организовывая совместные игры. Вместе с детьми играть, "превращаться", придумывать, вместе готовиться к праздникам, рисовать, наклеивать, читать и обсуждать истории, жить общими интересами.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Глава 2 Организация игровых занятий, направленных на развитие коммуникативных умений старших дошкольников

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2.1. Возможности применения игры, как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально–ритмическими движениями, художественной литературой и прочее.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно–ролевые игры и игры с правилами.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Педагогическая работа по руководству игрой отражается в перспективных планах в нескольких аспектах:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- приемы педагогического влияния на содержание игр;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- помощь детям при реализации игры;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- развитие сюжета;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- формирование взаимоотношений между участниками игры.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка воспитателями своих действий и действий детей в игре. Воспитатели в своих записях отражают результаты целенаправленных наблюдений за игровой деятельностью.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вторая группа игр – игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В совместной деятельности также можно использовать различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники детских садов стали меньше играть. Поэтому играть нужно не только в совместной деятельности, но и занятия выстраивать в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что могут сформировать у детей занятия-игры - коммуникативные способности и качества:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- умение взаимодействовать и сотрудничать.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что требуется от взрослого во время занятий:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- терпение (оно вообще, как никакое другое качество, необходимо педагогу);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- умение принимать всех детей такими, какие они есть;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребенка;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- способность к импровизации.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">И еще. Может быть, это прописные истины, но как подчас нелегко следовать им в повседневной жизни, а без них контакт с ребенком невозможен.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчеркивайте.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В ходе таких занятий детям даются не только новые знания, но и решаются их эмоциональные проблемы, развивается воображение, уверенность в себе, но самое главное – мы получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и дружбу. Но без помощи семьи нам не обойтись.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Мы должны играть вместе – воспитатели, родители и дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми!

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2.2. Программа игровых занятий, направленная на развитие коммуникативных умений старших дошкольников

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В нашем дошкольном учреждении проводятся специальные занятия, направленные на адаптацию детей, в том числе и на развитие коммуникативных навыков. Занятия называются “психолого-педагогический театр” и проводит их педагог-психолог.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Самой первая задача, которую ставят себе педагоги и воспитатели – это социализация ребенка, и самая важная ее часть – обучение коммуникативной деятельности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">И, безусловно, самой понятной формой обучения для ребенка является игра.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На это направлена программа занятий, которая называется “психолого-педагогический театр”. В основу этой программы легли занятия О. Хухлаевой “Маленькие игры в большое счастье”, дополнена упражнениями, взятыми из книги К. Фоппеля “Как научить детей сотрудничать”, авторскими разработками.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В программу входят: ролевые игры; психогимнастические игры; коммуникативные игры; игры и задания, направленные на развитие произвольности; игры, направленные на развитие воображения.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположным привычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Коммуникативные игры, которые используются в программе, делятся на две группы: 1) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 2) игры, обучающие умению сотрудничать.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Чем отличаются подобные игры-драматизации, к примеру, от театральной детской постановки? Разница в том, что театральная постановка готовится заранее, четко репетируется каждая роль, в которую привнесено много взрослого видения, она зачастую лишена детской непосредственности. Кроме этого, идет постоянная оценка извне того, что делает ребенок на сцене.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цель психологических занятий – самореализация ребенка в данный момент, в данной роли, которая никем не оценивается. Проигрывая на занятии определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по несколько раз меняются ролями. Им удается побыть и, к примеру, волком, и зайчиком, попробовать себя в роли кощея, или добро-молодца. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной безоценочной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их “эмоционального интеллекта”, помогает педагогу создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с воспитателем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Программа помогает формировать у детей умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации. Дети учатся различать и понимать эмоции разных персонажей, а вместе с этим эмоции собственные и окружающих людей, что способствует адекватному ролевому развитию. (Описание программы см.в Приложении)

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Заключение

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Развитие дошкольника – это целостный и непрерывный процесс. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижения собственного социального опыта, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников с окружающими людьми.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В дошкольном возрасте общение и отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками постепенно становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. Во время игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая задача родителей. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения – тонкий показатель отклонений психического развития.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Список литературы:

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М. ТЦ Сфера, 2007. – 272 с. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада журнал «Ребенок в детском саду». 2003, №2 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников журнал «Ребенок в детском саду» №1,2003 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Горшкова Е.В. Учите детей общаться Дошкольное воспитание, 2000г. №12 " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб. 2002. – 360 с. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М.-Воронеж, 2001. - 383 с. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Маврина И. В. Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников - М. Центр «Школьная книга», 2005. - 184 с. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб. «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М: Педагогика. – 1988 – 110 с. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Смирнова Е. О. Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками //Вопросы психологии, 1988, №2, с.167. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Смирнова Е. О. Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте Вопросы психологии, 1996, №3, с.5. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Смирнова Е. О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М: Академия. – 1999. – 96 с.