Формы организации математического развития дошкольников с нарушениями интеллекта

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 5

2. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Введение При анализе имеющейся зарубежной литературы можно выделить четыре разных подхода к проблеме изучения и обучения детей с ЗПР.

Первый подход широко распространен в большинстве западных стран и основан на рассмотрении проблемы с чисто педагогических позиций. Соответ-ственно в исследованиях этого направления такие дети обозначаются как имеющие недостаточные способности к обучению или дети с трудностями в обучении (educationally disabled children with learning disabilities). Сторонники этого подхода неизбежно объединяют в одну группу детей, испытывающих трудности в обучении по самым разным причинам, - от поражений централь-ной нервной системы и дефектов анализаторов до педагогической запущенно-сти.

Приверженцы второго подхода рассматривают трудности в обучении детей прежде всего как результат неблагоприятных условий жизни и воспитания, приводящих к ограничению сенсорного опыта ребенка и его общения с окру-жающими и задерживающих тем самым его интеллектуальное развитие, соз-дающих трудности в формировании его личности. Дети, требующие специаль-ного обучения для преодоления последствий неблагоприятных условий, опре-деляются как "неприспособленные" (maladjusted), педагогически запущенные (в английской терминологии - подвергнувшиеся социальной и культурной де-привации - socially and culturally deprived). С таких позиций рассматривается обучение детей, отстающих в развитии, в Англии и США.

Третий подход представляют дефектологи Германии, определяющие груп-пу детей с отставанием в развитии и нуждающихся в специальном обучении для преодоления этого отставания как детей с нарушениями поведения (Verhaltensstorungen). Учение в этом случае рассматривается как форма поведе-ния, являющаяся ведущей для данного возраста.

И наконец, четвертый подход связан с разработкой психиатрами, психо-неврологами и психологами США концепции, предложенной А. Штраусом и Л. Летннен. Согласно этой концепции, все разнообразие форм отставания в разви-тии, проявляющегося в трудностях обучения, оказывается связанным с наличи-ем резидуальных состояний после относительно слабовыраженных органических повреждений мозга на ранних этапах развития ребенка. Детей этой кате-гории называют детьми с минимальными повреждениями мозга (minimal brain damage).

Список литературы 1. Атаханов Р.А. К диагностике развития математического мышления уча-щихся вспомогательной школы // Вопросы психологии - 1992. - 1, 2.

2. Бантова Н.А. Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в на-чальных классах. - М. 1984.

3. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. / Под ред. Долгобородова Н.П. - Л. 1989.

4. Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания. / Под ред. Да-нилкина. - Л. 1974.

5. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. - Л. 1985.

6. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представле-ний у детей дошкольного возраста. - М. 1974.

7. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж. И. Шиф. - М. 1985.

8. Перова М.Н. Методика преподавания математики в начальной школе. - М. 1999.

9. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогатель-ной школы. - М. 1990.

Похожие работы

В 90-е годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления (И.Д.Зверев, Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина, А.Н.Захлебный, Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова, И.В.Цветкова, Г.

Актуальность. Логическое мышление формируется на основе образ-ного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой ста-дии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логиче-ского мышления требует не только высокой активности умственной деятель-ности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках пред-метов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Экологическое, социальное, психологическое напряжение современного мира в числе наиболее острых социально-экономических проблем выдвинуло проблему экологии детства. Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последние десятилетия резкое ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей, которое отражается в проблемах школьной успеваемости, росте числа проблемных, школьнодезадаптированных детей в массовой общеобразовательной школе.

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание.

Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные мас-штабы.

Актуальность. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Напряженная, социальная, экологическая, демографическая, экономи-ческая обстановка в современном обществе способствует возникновению выраженных трудностей в процессе адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями, к числу которых относятся и дети с нару-шением интеллекта, обучающиеся специальных коррекционных образова-тельных учреждениях.

Центральное место среди основных противоречий общественного развития занимает противоречие между уровнем производительных сил, который непрерывно растет, и конкретными формами производственных отношений. Оно имеет постоянное и глубокое влияние на все стороны общественной жизни, в том числе на характер размещения производительных сил.

Введение Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками: многоцветьем, запахами, шумами.

Мировая экономическая история знает две формы развития производства: Первый тип - это экстенсивный рост. Осуществляется благодаря количественному увеличению факторов производства при сохранении его прежней экономической основы. При экстенсивном типе экономического роста, если он осуществляется в чистом виде, эффективность производства остается неизменной.

Поколение детей, родившихся в конце 80-х - начале 90-х годов, не представляет, что когда-то у людей не было телевизоров, соответственно не было возможности одним "кликом" пульта управления включать нужный канал и смотреть понравившуюся программу. "А что было, когда не было телевизора?" - этот вопрос все чаще звучит в детских репликах, обращенных ко взрослым.

Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие "воспитание". От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления.