Отчет о работе по теме «Развитие координационных способностей старших дошкольников»

В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. По мнению учёных этот период признаётся сензитивным для воспитания данного качества. Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование координационных способностей именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника.

Мои наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной двигательной деятельности позволили сделать вывод, что у многих воспитанников недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласовано выполнять движения различными частями тела, точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия. Все эти умения составляют основу координационных способностей. По результатам диагностики в начале учебного года я сделала вывод, что у воспитанников низкие результаты в челночном беге, прыжках в длину с места, прыжках на скакалке. А это именно те движения, в которых наилучшим образом просматриваются координационные способности.

Исходя из этого, возникла необходимость разработать систему работы по развитию координационных способностей старших дошкольников. Новизна системы заключается в определении целесообразного объёма специальных упражнений, методов и приёмов, применяемых в развитии координационных способностей старших дошкольников. Разработаны перспективные планы игровых упражнений и подвижных игр, взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Цель моей работы:

Ребёнок с развитыми координационными способностями, готовый к оптимальному управлению и регулировке двигательными действиями, умеющий использовать двигательный опыт в новых, более сложных обстоятельствах и условиях.

Задачи:

1) совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия;

2) развивать физические качества воспитанников;

3) формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулировать.

4) воспитывать смелость, решительность, уверенность в собственных силах.

И как ожидаемый результат:

Воспитанник, способный сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений; умеющий точно воспроизводить заданный ритм; способный в нужный момент расслаблять и напрягать определённые мышцы; способный сохранять пространственную ориентацию и функции равновесия; смелый, уверенный в своих силах и нацеленный на успех.

При разработке системы для развития координационных способностей я опиралась на следующие принципы:

Принцип развивающего обучения – предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями.

Принцип воспитывающего обучения – работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например воспитание настойчивости, смелости, выдержки и т. п.

Принцип всесторонности – обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъёма функциональных возможностей организма. Этот принцип дети активно проявляют на занятии по интересам, в самостоятельной деятельности.

Принцип последовательности и систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития.

Принцип сознательности и активности детей – сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям увеличивает прочность их усвоения, воспитывает самостоятельность, инициативу.

Принцип индивидуального, дифференцированного подхода – основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.

Для достижения поставленной цели и получения ожидаемого результата я запланировала свою работу в несколько этапов:

На первом этапе я изучила научно-методическую литературу по данной теме. Проанализировала основные методы и приёмы, определила средства развития координационных способностей. Подобрала и систематизировала методический материал. Исходя из возрастных особенностей развития движений старших дошкольников, выявила координационные способности, играющие наиболее значимою роль в овладении движениями и решении двигательных задач.

Это.

Способность к ориентированию в пространстве

Способность сохранять равновесие

Чувство ритма

Способность к реагированию

Способность к перестроению двигательных действий

Статокинестическая устойчивость

Способность к произвольному мышечному расслаблению

Для оценки уровня развития координационных способностей я использовала наблюдение и диагностические тесты, предложенные М. А. Руновой.

Тесты для определения ловкости и координационных способностей:

1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки) .

2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей) .

3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию) .

4. Отбивание мяча от пола (тестируются ловкость, скорость реакции, устойчивость позы) .

5. Прыжки через скакалку (тестируются ловкость, гибкость, выносливость) .

Результаты диагностики выявили уровни развития двигательных качеств каждого ребёнка. Учитывая индивидуальные возможности воспитанников я использую дифференцированные задания, это позволяет детям уверенно выполнять упражнения, не терять интерес к занятиям, а это одна из составляющих успеха моей работы.

На организационном этапе я разработала перспективный план игр и упражнений по развитию координационных способностей старших дошкольников, составила карту индивидуальной работы с детьми по развитию координационных способностей, разработала формы взаимодействия с педагогами и план работы с родителями.

Основной этап — реализация системы работы через различные формы деятельности с детьми, педагогами, родителями.

Заключительный этап — аналитический. Я провела повторную диагностику, цель которой была проанализировать эффективность реализуемой системы работы, внести, если потребуется, поправки и наметить перспективы на будущее.

Определив, что основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения, я разработала перспективный план игр и игровых упражнений, способствующих эффективному развитию специфических координационных способностей.

Для развития способности ориентироваться в пространстве я применяю подвижные игры: «Быстро в колонну», «Тройки, четвёрки», «Пилоты», «Найди себе пару», «Шишки, жёлуди, орехи» ; ведение мяча по различным разметкам и линиям; ходьбу и бег с преодолением препятствий и т. д.

Умению сохранять равновесие способствуют удлинение времени сохранения позы «Ласточка», «Цапля» и др; выполнение заданий с исключением зрительного анализатора (присесть, повернуться, иди вперёд-назад) ;упражнения на уменьшенной площади опоры (стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперед) ; подвижные игры: «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с картоном на голове», «Морская фигура», «Совушка».

Развивая чувство ритма я использую танцевальные шаги; логоритмические упражнения («Осторожный снег», «Ножки», «Лягушки» и др.) ; ритмическую гимнастику «Ки-ко-ко», «Аэробика», «Марш», «Кремена»;

перестроения в ходьбе и на месте; игровые упражнения: «Цыганочка», «Хлопушки», «Сбор грибов».

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, на я применяю подвижные и спортивные игры широко использую игры - эстафеты. («Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим! », «Кто быстрее? », «Колдуны», «Ловишка с мячом», «Дружные тройки», «Эстафета с гимнастической палкой», «Эстафета с прыжками “по кочкам”», «Челночная передача мяча» и т. д.)

Для развития способности к произвольному мышечному расслаблению применяю элементы психогимнастики «Шалтай-болтай», «Конкурс лентяев», упражнения на расслабление «Волшебный сон», игровые упражнения «Саранча», «Дерево», «Червячок» и т. д.

При подборе координационных упражнений я руководствовалась тем, что ребёнок быстро теряет интерес к упражнениям, если оно не вызывает положительных эмоций. Поэтому я предлагаю детям упражнения игрового характера, ставя перед ними задачи: «Кто лучше? Кто точнее? Кто внимательнее? Кто страшнее? А можете ли вы летать? » и т. д. чтобы упражнения были доходчивыми, каждому из них даю образное название.

Игровые упражнения провожу в любой части занятии для переключения внимания, снятия напряжения, создания настроения и интереса. При этом пользуюсь старыми педагогическими правилами:

-от низкой скорости к высокой (уровень быстроты координации) ;

-от лёгкого к трудному (интенсивность нагрузки и внимания) ;

-от малого к огромному (объём нагрузки) .

Основную работу по развитию координационных способностей я организую в три этапа. Для этого я определила оптимальное соотношение методов стандартно - повторного и вариативного (переменного) упражнения.

Цель первого этапа – обогащать двигательный опыт, формировать осознанное выполнение физических упражнений, быстроту усвоения сложного координационного действия.

На данном этапе я использую метод стандартно – повторного упражнения для разучивания новых сложнокоординируемых двигательных действий. Эффективным является приём наглядного показа образца движений и словесного сопровождения двигательных действий. Для оценки техники выполнения движения предлагаю детям иллюстрации и карточки-схемы для выполнения общеразвивающих упражнений. Для осмысленного и технически правильного выполнения движений даю задание выполнить движение в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без них под музыкальное сопровождение.

Цель второго этапа – совершенствовать двигательные навыки, активизировать мыследеятельностные способности воспитанников. По мере того, как дети начинают уверенно выполнять усваиваемые двигательные действия, я применяю метод переменного (вариативного) упражнения.

Среди приёмов, относящихся к методу переменного (вариативного) упражнения, по мнению учёных в дошкольном возрасте должны преобладать приёмы строго регламентированного варьирования. Я использую эти приёмы, решая конкретные двигательные задачи, направленные на развитие координационных способностей.

При ходьбе и беге я изменяю направления, скорость, темп и ритм движений, комбинирую двигательные действия (ходьба между предметами, противоходом, «Змейкой» на носках, пятках и другое, выполнение упражнений в условиях ограничивающих пространство.

В общеразвивающих упражнениях и основных движениях варьирую конечные положения (бросок вверх из и. п. стоя, ловля - сидя, и т. д. изменяю способы выполнения действия, изменяю исходные положения, усложняю привычные действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом и. т. п. комбинирую двигательные действия (полоса препятствий) .

В подвижных играх знакомлю детей с разнообразными приёмами, помогающими уворачиваться, уклоняться при проведении игр с бегом. Изменяю варианты знакомых игр: изменяю сигнал, число водящих, уменьшаю размер площадки и т. п. Для формирования умения целесообразно применять имеющийся опыт в разнообразных ситуациях, при объяснении правил игры я даю детям возможность самим выбирать способ выполнения движения. Развитию творчества способствую, используя имитационные упражнения.

На третьем этапе формирую способность творчески использовать двигательный опыт детей, включая разучиваемые подвижные игры и упражнения в физкультурные праздники и развлечения. Многообразие подбора и расстановки оборудования даёт возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе занятий, а также во время свободной двигательной деятельности.

Планируя физкультурные занятия, я обращаю особое внимание на взаимосвязь программного содержания, а также учитываю уровни физической подготовленности воспитанников и состояние их здоровья.

На каждом занятии мной решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Оздоровительные – обеспечивать разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях, что приводит к нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует усилению его жизнедеятельности.

Образовательные – предоставить возможность овладевать необходимым программным материалом по развитию движений, формировать доступные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни, обогащать детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, их практической целесообразности.

Воспитательные – развивать самостоятельность, активность, создавать дружескую, доброжелательную атмосферу, формировать морально-волевые качества детей в процессе их двигательной активности.

Упражнения на развитие координационных способностей я включаю во все части физкультурного занятия, в зависимости от решаемых задач.

В подготовительной и заключительной части считаю целесообразным проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений. В этих частях занятия основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.

Для решения главных задач совершенствования координационных способностей использую основную часть занятия. Провожу координационные упражнения ближе к началу или середине основной части занятия, пока у детей сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность.

Упражнения, с помощью которых происходит одновременное развитие координационных способностей и гибкости, включаю в любое время основной и даже заключительной части занятия, в заданиях на дыхание, внимание, восстановление и расслабление мышц. В заключительную часть ввожу ряд упражнений, вырабатывающих чувство пространства, времени, дифференцирования мышечных усилий.

В основной части занятия стараюсь шире применять поточный, групповой и индивидуальный способы.

Поточный способ организации занятий при развитии координационных способностей позволяет наблюдать за индивидуальным выполнением координационных упражнений и вносить соответствующие коррективы. Этот способ хорош при выполнении циклических и ациклических локомоций, акробатических упражнений, заданий с длинной скакалкой, на равновесие, проведение эстафет. Работу организовываю в 2-3 потока.

Групповая форма занятий предлагает выполнение определенных координационных упражнений каждой группой. Закончив упражнение, группы по часовой или против часовой стрелки, переходят на следующие место занятий. По сигналу воспитанники начинают очередное задание и так до тех пор, пока не пройдут все станции. Координационные упражнения должны быть разнообразными.

Индивидуальный подход в обучении двигательным действиям использую с учётом особенностей и возможностей воспитанников, уровня развития их психофизиологических функций. Даю задания, направленные на улучшение слабо развитых общих чувств движений (пространства, времени, степени проявляемых мышечных усилий) и т. д.

Особое внимание уделяю индивидуальному подходу к детям перенёсшим заболевания, ослабленным, часто болеющим, снижаю физическую нагрузку, определяю её с учётом рекомендаций врача.

Для формирования положительных черт характера и нравственных качеств использую методы: убеждение, поощрение, похвала, положительный пример детей и взрослых, приучение к правильным действиям и поступкам. В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества: настойчивость, выдержка, смелость, решительность и другие.

В процессе занятий применяю гендерный подход: при подборе упражнений мальчикам даю силовые упражнения, девочкам – на развитие пластики; определяя физическую нагрузку мальчикам задаю большее количество повторений, девочкам меньшее; во время игр и соревнований использую эстафеты для мальчиков и эстафеты для девочек;при подготовке оборудования мальчики расставляют и убирают инвентарь «тяжёлый», девочки «полегче».

Свою работу по физическому воспитанию детей я веду в тесном контакте со специалистами ДОУ.

Медсестра информирует меня о детях, освобождённых от физкультурных занятий, предоставляет списки детей по группам здоровья.

Совместно с музыкальными руководителями проводятся развлечения, праздники. Стали традиционными развлечения «Джунгли зовут», «Мыляндия», «Военные учения», «День здоровья».

При участии учителей-логопедов составила папку по логоритмике, в которую вошли комплексы логоритмической гимнастики, считалки, пальчиковые гимнастики, релаксационные игры и упражнения. Этот материал использую в своих занятиях для формирования речи детей.

Совместно с воспитателем по изодеятельности мы оформляем декорации к праздникам и развлечениям. Детям предлагаются необычные эстафеты: «Дорисуем солнышку лучик», «Нарисуем клоуну лицо», которые развивают у детей творческие способности в процессе двигательной активности.

Комплексы игровых упражнений, предложенные психологом, направлены на психорегуляцию, мышечную релаксацию детей.

В группе создан физкультурный уголок. Вся информация: консультации, считалки, физкультминутки, гимнастики после сна, зарядки, комплексы упражнений, собрана в папке по физическому воспитанию детей, имеющиеся в каждой группе.

Эффективности работы по физвоспитанию не возможно достичь без участия родителей. Я разработала формы работы с родителями по трем направлениям.

1. Совместная деятельность детей и родителей в ДОУ.

2. Просветительская деятельность.

3. Совместная деятельность детей и родителей в семье.

По второму направлению я даю консультации как укрепить организм ребёнка и повысить его интерес к активным движениям. Провожу анкетирование, по результатам которых даю рекомендации о двигательной активности дошкольников в дома. Полезные советы по укреплению здоровья детей, фотографии я помещаю на информационном стенде. Собрана библиотека по физическому воспитанию. Особо хочу отметить работу клуба «Здоровая семья», где родители совместно с детьми становятся участниками занятий и мастер классов и не только получают положительные эмоции, а так же приобретают практические навыки по развитию у детей физических качеств. Регулярно родители принимают участие в спортивных развлечениях и праздниках.

Диагностика по развитию координационных способностей на конец года показала положительную динамику развития этих качеств.

Я считаю, что разработанный мною перспективный план игровых упражнений и подвижных игр положительно влияет на формирование двигательных умений и навыков, эффективно развивает координационные способности, а также быстроту, силу и выносливость, потому что эти физические качества взаимосвязаны, и удовлетворяет естественную двигательную потребность детей, стимулирует их самостоятельность. У детей появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу.

В перспективе я планирую продолжить работу по своей системе, адаптировав её на детей с тяжёлыми нарушениями речи. Так как эти дети в силу своих особенностей особо нуждаются в целенаправленной работе по развитию координационных способностей.