Головне меню

В статье рассматривается проблема формирования социокультурной компетентности дошкольников в поликультурном образовательном пространстве детского сада. Автор анализирует содержание общеобразовательных программ по данному направлению; дает определение понятию «полиэтнический детский сад».

Ключевые слова: компетентностный подход, социокультурная компетентность, дошкольный возраст, полиэтничность.

В настоящее время пристальное внимание уделяется изменениям в системе российского образования, обновлению его качества. В условиях модернизации образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В качестве центрального понятия ценности, цели и результата образования все чаще выступает понятие компетентности. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое предполагает ориентацию не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей» [3]. Это означает, что необходимо перейти от предметно-знаниевой модели обучения к компетентностной.

В российском образовании активно разрабатывается компетентностный подход, согласно которому главным результатом образования должны стать не отдельные знания, умения и навыки в определенных областях знания, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В последнее десятилетие осуществляются попытки включить компетентностную модель образования в существующую (В. Краевский, 2002; Б. Болотов, В. Сериков, 2003; А. Хуторской 2003; А. Бермус, 2005;

А. Дахин, 2007; Иванов, 2007; Ефремова, 2010).

Следовательно, основным результатом деятельности образовательного учреждения, в том числе и дошкольного, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор ключевых компетентностей учащихся и воспитанников в социальной, интеллектуальной, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.

Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.

Дошкольный возраст - это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. При сохранении самобытности и самоценности этого периода и этой образовательной ступени, образовательная

траектория личности в ее ценностно-целевых основах должна быть направлена на формирование компетентности. Именно на этой возрастной ступени закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, формируются основные компетентности дошкольника (социальная, коммуникативная, здоровьесберегающая, информационная, гражданская и др.).

Рядом авторов в диссертационных исследованиях, программно-методических разработках предприняты попытки раскрыть сущность и содержание компетентности относительно дошкольного возраста, условия их формирования и развития в системе дошкольного образования (Е. Алифанова, Н. Белоцерковец,

М. Крулехт, Л. Парамонова, Е. Юдина и др.).

Дошкольный возраст - это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей к взрослению. Социокультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым. В связи с этим, задача развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе; с другой, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной.

В настоящее время отдельные аспекты социокультурного развития дошкольников освещаются во многих исследованиях и публикациях (Э. Андреева,

Р. Бунеев, Л. Канин, Н. Недорезова, С. Тарасов и др.). Образовательное учреждение в современной социокультурной ситуации рассматривается, прежде всего, как фундаментальная социокультурная база воспитания и развития детей. Однако практические пути решения данной проблемы в дошкольном учреждении остаются недостаточно разработанными.

Процесс социализации в ДОУ основан на традиции. Данный процесс предполагает усвоение индивидом социокультурного опыта и означает наследование, подключение к групповой памяти, дает ему возможность ориентироваться в мире и обеспечивает чувство надежности и стабильности. Следует подчеркнуть, что важным ориентиром при этом является возрастной «портрет» ребенка дошкольного возраста. Так, к 6-7 годам ребенок представляет собой в известном смысле личность, характерные черты которой - положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства, открытость внешнему миру, доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого, инициативность и самостоятельность в игре, общении, в решении элементарных социальных и бытовых задач.

Социальное развитие должно включать формирование социокультурной компетентности. Дошкольнику, на наш взгляд, чтобы стать воспитанным и образованным, легко адаптирующимся в социуме и коммуникабельным, необходимо овладеть данной компетентностью.

В своем исследовании мы опираемся на определения социокультурной компетентности А. Садохина, Г. Солдатовой и др.

Так, А. Садохин пишет: «Социокультурная компетентность представляет собой готовность и способность партнеров по коммуникации к ведению диалога на основе знаний собственной культуры и культуры партнера. Она предполагает умение ориентироваться во времени и пространстве, в социальном статусе партнера, использовании языковых норм (формальный, неформальный стили, жаргон, профессиональная лексика и т. д.), в межкультурныхразличиях поведенческих ритуалов и т. д. В этих условиях отсутствие компетентных знаний как своей, так и

чужой культуры становится источником конфликтов, кризисов, непонимания или недопонимания партнеров по коммуникации» [4,142].

Г. Солдатова и А. Макарчук в своих работах рассматривают феномен «социокультурная компетентность», ее оптимальный уровень они определяют как «наличие у человека специальной системы мотивов, знаний, умений и навыков, позволяющих успешно строить позитивные отношения с различными людьми, в том числе и с непохожими по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, расовым, социальным и мировоззренческим» [1, 267].

Данные определения можно, на наш взгляд, считать базовыми для выявления социокультурной компетентности детей дошкольного возраста.

В связи с тем, что современный мир представляет собой поликультурное пространство, социальную систему, в которой взаимодействуют представители разных культурных сообществ, приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде, - актуальная проблема современного дошкольного образования. Особую значимость проблема формирования социокультурной компетентности приобретает в условиях полиэтнического детского сада. Полиэтническим детским садом, по нашему мнению, является государственное образовательное учреждение с русским языком обучения, в котором воспитываются дети не только русской, но и других национальностей, населяющих Россию. Причем представителей таких национальностей в конкретной группе дошкольного учреждения должно быть не менее трех.

В поликультурном воспитании современного дошкольника, основанного на формировании межэтнических отношений между людьми разных национальностей, выступает необходимость приобщения детей к истокам своей культуры. Признание личностью собственной национальной и этнической культуры приводит к высокому уровню национального самосознания и воспитания, к удовлетворенности национальной принадлежностью. Азы формирования основ этнокультуры у дошкольников составляет собственная культура народа, в среде которой они живут.

Во всех основных современных общеобразовательных программах, так или иначе, представлены задачи и содержание работы в данном направлении.

Программа ««Детство» (авторы Логинова, Бабаева и др.) предлагает знакомить детей среднего возраста с фольклором русского и других народов мира, а у старших дошкольников развивать начальные представления о многообразии национальностей, некоторых особенностях ««чужой» культуры.

Содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой) предполагает воспитывать у ребенка уважения к народам, населяющим Россию; развивать представления о людях разных национальностей, живущих на нашей планете.

В программе «Истоки» (авторский коллектив под руководством Л. Парамоновой) рекомендуется прививать знания к прошлому и настоящему своей культуры, к явлениям других культур; воспитывать доброжелательное, толерантное отношение к людям другой национальности.

Таким образом, в содержании программных документов по дошкольному образованию проблема формирования социокультурной компетентности опосредованно прослеживается, но конкретизация данного направления не предусмотрена.

Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом

деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. Особое внимание в образовательном процессе ДОУ следует уделять знакомству детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами). Фольклор, народные праздники, игры, сказки отражают особенности межкультурного взаимодействия, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта познания чужой культуры и восприятия психологических, социальных и других межкультурных различий.

Происходящие социально-экономические перемены, их непредсказуемость, взрыв знаний и источников информации, возникновение новых представлений об общей культуре общества и культуре отдельной личности, о взаимоотношениях личности и общества, об образцах социального поведения и способах действий, определяют необходимость изменения общественного представления о роли и содержании воспитания и образования.

На наш взгляд, для успешной реализации работы по формированию социокультурной компетентности у дошкольников необходимо объединение усилий участников педагогического процесса - детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированного педагогического руководства.

Эффективность работы по формированию социокультурной компетентности дошкольников возрастет во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Открытость дошкольного учреждения для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей - путь к успешному развитию детей. С целью реализации компетентностного подхода в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей необходимо организовывать родительские собрания по проблемам межкультурного взаимодействия, формирования толерантности; дни открытых дверей, проводить анкетирование родителей, консультации, совместные праздники, выставки, конкурсы.

Суть понятия «социокультурное развитие детей дошкольного возраста» состоит в рассмотрении процесса социокультурного развития детей дошкольного возраста как совместного бытия педагога и ребенка в определенном пространстве и времени.

Несомненно, залогом успешного развития детей является насыщенная предметно-развивающая среда в организации воспитательно-образовательного пространства, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Обеспечить психологический комфорт ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья возможно, создавая развивающую среду.

В группах целесообразно организовывать мини-центры, которые позволяют осознать ребёнку себя, формируют социальный опыт, дают возможность действовать, обогащать практический опыт, помогают осваивать способы сохранения своего здоровья, способствуют раскрытию художественно-творческого потенциала, создают условия для познавательной активности, знакомят детей с культурой разных народов.

Показателем успешности социокультурного развития детей дошкольного возраста и развития у ребенка социокультурной компетентности в образовательном процессе дошкольного учреждения будет положительная динамика сформированности рефлексивного контроля, социальной адаптированности, автономности социальной активности, нравственной воспитанности, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости.

Литература:

1. Карнышев А. Д. Винокуров М. А. Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии. - М. Издательство ««Институт психологии РАН», 2010.

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной - Спб. РГПУ имени А. И. Герцена, 2008.

3. ««Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (Приложение к приказу Минобразования России от 11. 02. 2002 № 393).

4. Садохин А. П. Введение в межкультурную коммуникацию. учебное пособие

/ А. П. Садохин. - 2-е изд. стер. - М. Издательство «Омега-Л», 2010. - (Библиотека высшей школы).

5. Солдатова Г. У. Макарчук А. В. Может ли другой стать другом. Тренинг по профилактике ксенофобии. - М. Генезис, 2006.

У статті розглядається проблема формування соціокультурної компетентності дошкільнят в полікультурному освітньому просторі дитячого саду. Автор аналізує зміст загальноосвітніх програм з даного напрямку; дає визначення поняттю «поліетнічний дитячий сад».

Ключові слова: компетентнісний підхід, соціокультурна компетентність, дошкільний вік, поліетнічність.

The problem of forming social and cultural competence of preschool children in a multicultural educational environment of the kindergarten is considered in the article. The author analyzes the content of educational programs in this area, gives a definition of «multi­ethnic children garden».

Key words: competence-based approach, socio-cultural competence, preschool age, poly­ethnicity.

УДК 37.91.12-051:316.454.52