Технология целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ (2009 г.) итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребёнка 7 лет. Результатом готовности ребёнка к школе является развитие интегративных качеств дошкольника, таких как: любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ребёнок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она для него значима, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Но развивает не столько деятельность, сколько та позиция, которую ребенок занимает в ней.

Ребёнок может быть объектом деятельности, когда во взаимодействии с ним педагоги используют репродуктивные методы и приёмы. Как часто мы ещё слышим по отношению к воспитанникам: «Повтори за мной», «Посмотри», «Запомни», «Сделай как я! » вместо того, чтобы спросить: «Как сделать, чтобы? », «Как ты думаешь? », «Что будет, если? ».

Как же организовать работу с детьми, чтобы ребёнок был не объектом деятельности педагога, а субъектом разнообразных видов детской деятельности?

Для этого в помощь педагогам разработана педагогическая технология целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности, автором которой является доктор педагогических наук, профессор - Мария Вадимовна Крулехт.

Данная технология является главной при реализации программы «Детство». В её основу заложена модель субъект – субъектного взаимодействия педагога с детьми, позволяющая воспитателю творчески использовать весь арсенал педагогических приёмов для постановки ребёнка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей и уровня развития.

Сущность данной технологии состоит из четырёх аспектов:

1. Конструирование в детском саду единого процесса социализации, при котором дети в игре или в других видах детской деятельности приобретают первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции (умение доводить работу до конца, умение сосредотачиваться на своей деятельности, умение слушать, вступать в обсуждение, задавать вопросы и т. д.) .

2. Раскрытие индивидуальности каждого воспитанника (осознание ребёнком своих способностей, раскрытие творческого потенциала, его первых проявлений, позволяющей ребёнку осознать своё «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество.

3. Тесное сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями.

4. Создание педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов детской деятельности;

Основные составляющие технологии целостного развития ребёнка-дошкольника:

• Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми.

• Включение в воспитательно-образовательный процесс наиболее близких и естественных (адекватных) для ребенка-дошкольника видов деятельности, они определены в ФГТ. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и развиваются новообразования, такие как, произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

С чего же необходимо начинать работу по данной технологии?

Сначала необходимо определить уровень владения ребёнком позицией субъекта в различных видах детской деятельности. Для этого авторы программы предлагают использовать специальные игровые и житейские проблемные ситуации, требующие практического применения умений в изобразительной, конструктивной или элементарной трудовой деятельности. Например, сделать поделку из бумаги, пришить оторвавшуюся пуговицу на кукольной одежде или вымыть чашку. Проблемная ситуация организуется таким образом, чтобы ребёнок мог сам поставить цель деятельности и мотивировать её необходимость, выбрать предмет труда, оборудование, организовать рабочее место и самостоятельно выполнить трудовой процесс, получив результат.

Наблюдая за детьми во время выполнения ими какой-либо деятельности, воспитатель визуально определяет субъективный уровень каждого ребёнка. Результаты наблюдений являются основой для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при организации педагогического процесса.

Осуществляя индивидуально - дифференцированный подход, педагог делит группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития. Цель данного подхода - помочь ребёнку максимально реализовать личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт. В старшем дошкольном возрасте конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от гендерной принадлежности и склонностей детей.

Реализация образовательного содержания программы «Детство» и М. В. Крулехт предлагают воспитателям использовать разнообразные образовательные ситуации, позволяющие воспитывать гуманное отношение к живому, знакомить детей с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, развивать их любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, математические, творческие способности, приобщать к истокам мировой культуры. Основой общения педагога с детьми является интеграция познавательной деятельности и игры. Играя с детьми, воспитатель создаёт проблемную ситуацию, побуждающую ребёнка встать в позицию субъекта познания. Например: развивая сюжет ролевой игры, предлагается слепить пирожки для угощения кукол, вместо «теста» - сухие комочки глины. Пирожки не получаются, дети сами это осознают. Неудача направляет внимание на выявление свойств глины. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводят к осознанию свойств материала, дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств глины, а также способом сделать глину пригодной для лепки. Дальнейшая организация педагогического процесса связана с включением освоенных способов поведения в повседневную жизнь ребёнка. При этом основная задача педагога состоит в том, чтобы наполнить жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

Как это сделать? Технология предлагает эффективные приёмы развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта:

• Использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу.

Задача детей: разъяснить, научить, убедить игрового персонажа. С помощью сюжетных и предметных картинок создаются проблемные игровые ситуации, требующие помощи в выборе материалов и инструментов. Например, «Гномику надо заготовить много дров на зиму. Какие инструменты ему выбрать и почему?

• Д/И, в которых решение дидактической задачи связано с поиском видовых и родовых

признаков сходства предметов, дифференциация родовых понятий: «Найди лишний предмет», «Переезжаем на новую квартиру», «Назови одним словом».

• Моделирование: используются предметно-схематические модели для формирования у

детей понятий о потребностях растений и животных, обучения грамоте, формирования понятия о структуре трудового процесса и др.

• «Занятия по интересам» (в старшем возрасте). Данные занятия строятся по законам

творческой деятельности, сотрудничества и сотворчества. Они не являются обязательными, фронтальными, а предполагают объединение взрослых и детей, увлечённых общими интересами, на основе свободного детского выбора. Проводятся 1-2 раза в неделю как дополнительные образовательные услуги – кружки по интересам.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому важным условием целостного развития ребёнка является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Во взаимодействии с семьёй выделяется три этапа:

• Создание общей установки на совместное решение задач воспитания;

• Разработка общей стратегии сотрудничества;

• Реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребёнку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение целостного развития как субъекта детской деятельности.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Реализация программы «Детство» требует своеобразной организации в ДОУ материальной развивающей среды.

Образовательная среда конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело. Для того, чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в группах создаются центры, т. е. организуется специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка. Качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень её влияния на становление субъектной позиции ребёнка-дошкольника в деятельности можно измерить по следующим критериям:

• Включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность;

• Низкий уровень шума в группе;

• Низкая конфликтность между детьми;

• Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей;

• Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность и открытость.

Таким образом, применение в образовательном процессе всех аспектов педагогической технологии целостного развития ребёнка, заключается в том, чтобы совместно с родителями активизировать инициативность ребёнка, помочь ему овладеть рациональными способами практического освоения простейших видов детской деятельности, предоставить право самостоятельно делать выбор, принимать решения в игровых и бытовых ситуациях повседневной жизни.