Скачать:

Предварительный просмотр:

«Развитие социально – коммуникативных компетенций

дошкольников через организацию проектной деятельности»

Подготовила: воспитатель Лебедева Т.В.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных   отношений  детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают  дети, и естественно не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности  ребёнка.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Наблюдая за детьми своей группы, мы обратили внимание, что основная масса  детей:

*легко контактируют со сверстниками, дети стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т.е межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией.

*активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).

*знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать; замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.

*в конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения.

В связи с этим детям нужно помогать строить общение, контролировать этот процесс. Для этого существуют разные виды деятельности и проект является эффективным и продуктивным средством.

Учитывая  характеристики уровней сформированности  социально – коммуникативных компетенций, знания и умения детей группы, планируя проект по этой теме нашей целью было: познакомить детей с правилами общения со сверстниками и взрослыми, с оптимальными формами поведения, воспитание  любви  и уважения к окружающим людям.

В нашем проекте  « «Волшебные слова» - добрые дела» мы  поставили следующие задачи:

1.Сформировать у детей понятие о вежливости.

2.Развивать  у детей навыки культурного поведения и  общения.

3.Формировать у детей умение применять на практике полученные знания.

В качестве основных методов и приемов мы использовали:

    беседы на различные темы; разыгрывание и решение “трудных ситуаций”; коммуникативные игры; чтение и обсуждение художественных произведений; обыгрывание эмоционального состояния; сюжетно-ролевые и подвижные игры; продуктивная деятельность.

В начале работы над проектом были подобраны темы бесед («Как можно назвать человека по имени?», «Как можно пожалеть?», «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой?», «Как можно узнать настроение человека»), познавательные занятия  на темы: «Общение с родными», «Как себя вести в общественных местах», «Давайте побеседуем!», «Общение со сверстниками и друзьями».  После каждого занятия с детьми составляли «Памятку для воспитанных детей», где закрепляли основные правила поведения в различных ситуациях. Играли с детьми в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Едем в автобусе»; проводили игровые тренинги, читали произведения В.Осеевой, Л.Толстого, знакомили детей с пословицами и поговорками.  Интересно детям было участвовать в ситуативных играх – историях с использованием  элементов драматизации. Так же мы рисовали рисунки, отражающие знания по теме, которую затрагивали на этой неделе. В ходе всех мероприятий постоянно делали упор на использование в любых ситуациях вежливого обращения, использование «волшебных слов». Для родителей были подготовлены консультации «Дети среди детей», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Вербальные и невербальные средства коммуникации», подготовлена памятка «Заповеди для родителей»

В ходе проектной деятельности дети показали неплохие теоретические знания, но применение на практике даётся им с трудом. Конечно, для этого нужно постоянное напоминание, личный пример взрослых, время.

Подготовила воспитатель: