Конспект занятия по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи с использованием сюжетных картин у детей с диагнозом общее недоразвитие речи.

В системе работы по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях важное место отводится формированию связной речи и речевого общения. Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей.

Формирование связной речи является следствием усложняющейся деятельности ребёнка и напрямую связано с развитием мышления. К концу дошкольного возраста ребёнок овладевает всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая, и отличается развёрнутостью, сложностью в лингвистическом отношении, предполагает использование полных, распространённых предложений.

Дети с общим недоразвитием речи – группа детей, которым характерна задержка формирования каждого из компонентов языка: фонетики, грамматики, лексики, связной речи. Все эти особенности хорошо видны в связной речи. Развёрнутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешнее, поверхностное впечатление, а не на причинно – следственные взаимодействия действующих лиц. Таким детям труднее всего даются самостоятельные рассказывания по памяти и все виды творческого рассказывания.

Особенности работы с детьми с общим недоразвитием речи:

1. Поэтапность.

2. Активизация словаря.

3. Отбор лексики.

4. Установление главной мысли.

5. Детальность оречевления действия.

6. Демонстрация их по сюжетной картине.

7. Возможность речевого высказывания каждому ребёнку.

8. Выбор лучших образцов.

9. Отработка логического ударения, интонации, дикции.

10. Хоровое проговаривание.

Для обучения детей рассказыванию в детском саду всегда широко используются картины. Обучение должно строиться на естественной потребности ребёнка высказаться, что-то сообщить слушателям, а картины, предоставляя детям интересную и понятную информацию, новые впечатления, стимулируют у них желание делиться с окружающими своими мыслями; важно, что дети испытывают радость и удовлетворение от этой деятельности.

Основные виды работы с картинами:

- Рассматривание картин

- Беседа по картине

- Рассказывание, составление рассказов по картине

Рассмотрим каждый из видов работы по картине подробнее.

Рассматривание картин. Методика рассматривания аналогична методике обследования предмета и похожа на методику наблюдения.

Этапы рассматривания:

- целостное восприятие картины

- рассматривание отдельных предметов

- возвращение к целостному восприятию картины

Задачи:

1. Формирование умения рассматривать и понимать содержание картины.

2. Знакомство с окружающим предметным и природным миром.

3. Воспитание правильного отношения к окружающему миру.

4. Формирование грамматического строя речи и связной речи.

Беседа по картине. Можно использовать сразу несколько картин или две картины (при приёме сравнения, но всегда картина должна служить фоном для разговора. Беседу по картине можно включать как часть занятия, а можно использовать её в совместной речевой деятельности с небольшой группой детей или с одним ребёнком.

Задачи:

1. Развитие коммуникативной речи ребёнка: умение пользоваться устной речью; использовать элементы разговорной речи.

2. Развитие доказательной и объяснительной речи.

3. Развитие логического мышления

4. Упорядочение системы знаний.

Рассказывание, составление рассказов по картине. Освоение детьми речевой деятельности по составлению рассказа происходит постепенно от простого к более сложному: рассказ по одной игрушке – рассказ по предметной картинке – рассказ по картинке малого сюжета – рассказ по серии сюжетных картин – самый сложный вид рассказа по сюжетной или пейзажной картине. Это может быть рассказ: по плану, предложенному взрослым (моделирование, рассказ описательного характера, из опыта детей, творческий рассказ и т. п.

Задачи:

1. Развитие связной речи.

2. Активизация и обогащение словаря.

3. Введение в рассказ диалогической, прямой речи героев.

4. Освоение грамматического строя речи.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по картине «В лесу».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Лес, грибы», развитие логического мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания/ доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование. Каврограф, сюжетная картина «В лесу», предметные картинки по теме, маленькие картинки - схема рассказа по картине, изображение ёжика с буквами на иголках, корзинка с шишками, пластмассовые буквы спрятать в корзинке.

Предварительная работа. Рассматривание грибов, подбор определений, разучивание подвижного упражнения «За грибами».

Ход занятия.

1. Организационный момент, объявление темы занятия, отгадывание загадок по теме.

Логопед раздаёт детям по одной предметной картинке с изображением грибов, дети садятся на стульчики около каврографа.

Логопед загадывает детям загадки, а дети отгадывают их и прикрепляют свои картинки –отгадки (подосиновик, мухомор, лисички, подберёзовик) к каврографу и называют их.

Под осинкой у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть, нет головы (подосиновик) .

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке - горошки (мухомор) .