Условия художественного воспитания и развития ребенка-дошкольника

Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. М. «Просвещение», 1976 г.

К декоративно-оформительской работе к праздникам следует по возможности привлекать всех без исключения детей дошкольного возраста.

Одним из условий, способствующих успешному развитию оформительской деятельности дошкольников, является наличие у детей определенных задатков к этой деятельности. Но в то же время природные данные — задатки являются лишь предпосылкой для развития способностей, которые не даются от рождения, а развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Декоративно-оформительская деятельность развивает качественно новые способности к эстетическому восприятию и художественно-творческой деятельности детей. При этом важно непосредственное участие детей в оформительской деятельности, более полно развивающей и закрепляющей их художественно-творческие представления.

Успех художественного воспитания зависит от многих факторов. Эстетическое восприятие предполагает наличие художественно-материальной среды (произведения изобразительного, прикладного или оформительского искусства, в данном случае убранство помещения детского сада к празднику). Художественное восприятие должно быть соответствующим образом организовано. Важно привлечь дошкольника, показать достоинства этой среды, раскрыть ее красоту. Наконец, надо дать ребенку возможность сравнивать различные художественные образцы, с тем чтобы воспитывать у него художественный вкус, умение оценить прекрасное. Развитие художественной деятельности зависит от интереса, увлеченности ею, которая определяется целью и мотивами. Исследования советских психологов Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, Я. З. Неверович, Е. И. Игнатьева показывают, что дошкольник всегда стремится к результату деятельности, и особенно художественно-творческой. Другое дело, что этот результат может иметь небольшое применение или узкий характер. Побудителем к действию является интерес к новой деятельности. Мотивом может быть социально-общественная значимость продукта деятельности. Между целью и- мотивами должна быть установлена прямая зависимость. Цель определяется педагогом.

Успешность развития художественно-творческой деятельности и способностей к ней зависит, наконец, от знаний и таланта педагога. Психолог В. И. Киреенко пишет: «. какое огромное влияние оказывают окружающие и особенно старшие своим личным примером, показом и руководством на развитие художественных способностей в их ранних стадиях».

Об этом неоднократно упоминается в искусствоведческой (И. Н. Крамской, П. Н. Третьяков, П. П. Чистяков, А. В. Бакушинский, Б. М. Неменский) и педагогической (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Г. В. Лабунская и др.) литературе.

Большое значение в развитии изобразительных способностей имеет наличие художественных материалов: всевозможных красок, карандашей, пастели, мелков, кистей, разных сортов цветной бумаги и т. п.; хорошо оборудованного места для осуществления этой деятельности; правильной организации всего процесса, в котором элементы обучения знаниям и привития навыков этой работы способствуют развитию творческих проявлений детей.

Эффективное художественное воспитание детей дошкольного возраста возможно при условии хорошо развитых сенсорных способностей ребенка, учета эстетических и психофизиологических факторов отношения детей к искусству.

Признавая генетическую преемственность опыта детей опыту взрослых, советские психологи А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, Т. А. Репина и другие в своих исследованиях показали, что в развитии сенсорных процессов (сенсорных способностей) решающую роль играет обучение. Лишь в содержательной практической деятельности, специальным образом организованной, развиваются сенсорные способности. Каждая конкретная деятельность при этом имеет свои специфические для нее условия организации, обеспечивающие наибольшую результативность воспитания и обучения. Недооценка и переоценка роли обучения в художественном воспитании одинаково приводят к неизбежным ошибкам.

В этой связи особую роль приобретает последовательность, этапность приобщения детей к оформительской деятельности. Под этапностью процесса оформления праздничного убранства понимается следующее. Художественный ансамбль оформления обычно складывается у художника не в готовом виде, а приходит в результате долгих поисков: от постановки задачи к замыслу, затем от эскизных стадий к тем или иным промежуточным стадиям макетирования и оканчивается осуществлением замысла в натурном исполнении.

Последовательный, т. е. поэтапный, процесс создания произведений искусства является одним из основных методов художественно-оформительской практики. Метод последовательности является основным принципом художественного воспитания, и в частности дошкольной дидактики.

Художественное обучение в детском саду ставит своей задачей ознакомление детей с конкретными сведениями об искусстве, воспитание творческого, сознательного отношения к нему, передачу конкретных приемов и способов действий, с тем чтобы дети активнее и плодотворнее могли участвовать в общественной и художественной жизни детского сада, а затем и школы. Такое художественное воспитание и развитие осуществляется в определенном взаимодействии процессов художественного восприятия и деятельности, где показ и действие подкрепляют друг друга. В обучении важно соблюдать принципы наглядности, доступности и последовательности материала, преподносимого детям, умелое сочетание слова и наглядности и т. д.

Сознательность в обучении определяется не только доступностью преподносимого детям материала, но и заинтересованностью их в этой деятельности. Увлечь детей можно как интересными по содержанию и форме материалами, так и самим эмоционально-творческим процессом обучения. «Требование вести обучение так, чтобы детям было интересно,— писала А. П. Усова,— чтобы затрагивать детские эмоции, является особенно важным по отношению к детям дошкольного возраста. Планомерно воспринимать знания и умения дети могут только тогда, когда занятия интересны для них и вызывают положительное эмоциональное отношение. А это зависит от приемов обучения, от использования наглядности, красочности и образности».

Известно, что программа праздника рассчитана на активное детское участие в представлении, в основном музыкально-поэтического характера. Дети читают стихи, пляшут и поют, играют на инструментах и разыгрывают небольшие сценки. Однако участие детей в художественно-изобразительном оформлении праздника в практике детских садов используется крайне ограниченно. Декоративно-оформительская работа детей порой ведется по разобщенному плану, не связанному единым художественно-образным замыслом сценария, темой праздничного оформления.

Активное, сознательное и творческое участие детей 5—7 лет в праздничном оформлении помещений детского сада возможно и зависит от уровня их развития. Дети этого возраста уже имеют определенные навыки и умения в изобразительной деятельности, они хорошо рисуют карандашами и красками, пользуются мелками, сангиной, углем, вырезывают, составляют и наклеивают всевозможные композиции из цветной бумаги, лепят из глины и пластилина, конструируют из дерева, бумаги, папье-маше и раскрашивают свои поделки. Им хорошо знакомы основные материалы изобразительного искусства, что дает возможность проводить с ними несложные оформительские работы.

Искусство праздничного оформления по своей природе глубоко эмоциональное, яркое, образное, оно сближает личные, коллективные интересы и творческие желания детей со спецификой и задачами этого вида искусства.

В детском саду дети занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Все эти виды деятельности имеют как бы разобщенный характер.

Оформительское искусство объединяет их. Однако они уже выступают в новых формах, дополняют друг друга при выполнении общей творческой задачи — создания празднично украшенного ансамбля в детском саду.

Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье»

Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе?

Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем такого особенного и почему зеленый кофе стал средством номер один для похудения? Читать далее.

Способствует ли пищевая сода избавлению от жира?

Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами! Чудо-диеты и волшебные обертывания, травяные настои и экзотические продукты. Но чего не сделаешь ради красоты? В фаворе сегодня пищевая сода. Можно ли похудеть с ее помощью? Читать далее.

Можно ли сбросить лишний вес с помощью имбиря?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас и экстракт ананаса. После него панацеей объявили зеленый чай. Теперь же пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с помощью имбиря или это разбитые надежды худеющих? Читать далее.

Как не поправиться зимой: секреты идеального веса

Летом худеть очень легко, ведь радужное солнышко манит на прогулку, хочется плескаться в водичке и кушать только спелые овощи и фрукты с приусадебного участка. Зимой же ситуация обстоит совершенно в ином направлении: дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее. Читать далее.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Почему нам снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. В целом ряде сонников разным родственникам отводятся различные роли. Читать далее.

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Читать далее.

Если приснился плохой сон.

Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Читать далее.