Скачать:

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема: « Развитие эмоциональной  сферы у дошкольников с нарушениями зрения.

I. Актуальность

В современном обществе постоянно происходят различные преобразования, в том числе и   в дошкольном образовании.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие его интеллектуального развития. Однако как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. То, что писал Л.С.Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства) не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

В 2009 году вышли федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Согласно данному документу результаты освоения детьми образовательной программы просматриваются через развитие интегративных качеств ребёнка.

Раскрываемая мной психолого-педагогическая технология способствует развитию интегративных качеств таких как:

«Эмоционально отзывчивый» -   через обсуждение сказок, историй, различных жизненных ситуаций, через игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы.

«Любознательный, активный» - через экспериментальную деятельность, телесную терапию, и спользование ИКТ и исследовательской технологии;

« Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»   через игровую деятельность, направленную на развитие произвольной саморегуляции и коммуникации.       Поэтому задачу  развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста считаю одной из главных задач в дошкольном образовательном учреждении.

Специфика нашего учреждения предполагает  как развитие детей в общеобразовательных группах, так и работу по развитию детей с ограниченными возможностями  здоровья (ОВЗ),  что дает мне возможность использовать  инклюзивные формы в работе с детьми. Введение в работу с детьми инклюзивных форм даёт нам возможность успешно развивать как  интеллектуальную, так и эмоциональную сферы ребёнка, способствует развитию  отзывчивости, толерантности, позитивного отношения друг  к другу. Как раз   дошкольный период очень важен и сенситивен для того, чтобы научить ребёнка принимать социальные правила, принимать окружающих такими, какие они есть. Коррекция недостатков в развитии проводится  по следующим направлениям: «Амблиопия и косоглазие», «Слабовидение», «Тяжёлые нарушения зрения», «Сложные дефекты», «Общеразвивающие группы».

Дети с нарушением развития зрения отличаются недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы, что проявляется в повышенной эмоциональной ранимости, обидчивости, конфликтности, напряженности, неспособности к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению, поэтому считаю, эмоциональное развитие детей   одним из важных  направлений профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях данного типа.

Актуальность изложенной проблемы привела к созданию психолого-педагогической технологии.

II. Основные концептуальные положения.

Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения является наименее изученной в тифлопсихологии, поэтому предоставляет большой исследовательский интерес. По свидетельству А.Г.Литвака этот пробел в знаниях тифлопсихологии главным образом связан с трудностями объективного изучения эмоции и чувств. Однако другой причиной недостаточного изучения эмоциональной сферы незрячих людей является недооценка значимости эмоциональных переживаний в развитии личности незрячих ( слабовидящих)  людей.

Подчеркивая большую роль социально-психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии, Л.С. Выготский писал, что наступит время, когда аномальные дети, оставаясь слепыми, "перестанут быть дефектными, потому что дефектность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте. Социальное воспитание победит дефективность".

И действительно преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональной  отзывчивости к другим, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и,  прежде всего ребенка.

Современные тифлопсихологи изучая особенности развития незрячих и слабовидящих людей, приходят к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения и слепотой способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу.

III. Основные направления работы

Для более эффективной работы с ребенком. создания единой воспитательной тенденции (чтобы ребенка не «тянули» в разные стороны), считаю важным обеспечить взаимодействие с  воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, специалистами и конечно  родителями.

Цель этого взаимодействия – обеспечение единого понимания всеми взрослыми важных задач и приемов развития ребенка, комплекса воспитательных влияний в едином русле, создание условий для того, чтобы у ребенка обобщался (накапливался) нужный опыт.

Для достижения этой цели я провожу следующую работу с педагогами:

    выступления на педагогических советах по проблемам интеллектуального и личностного развития детей; ведение для педагогов семинаров и тренингов по взаимодействию с детьми; согласование собственного плана работы с планами педагогов для синхронизации текущих  задач и видов работы с ребенком; ведение индивидуальных консультаций для педагогов; осуществляю наблюдение за процессом игровой деятельности воспитанников.

С родителями  проводится следующая работа:

    психологическое просвещение родителей на родительских собраниях о психологических аспектах формирования   по вопросам эмоционального и личностного развития воспитанников.         психологическое  просвещение родителей в клубе для родителей «Почемучка», в   котором я сочетаю мини-лекции с активными методами обучения, т.е. тренинговые упражнения, разбор ситуаций, групповые дискуссии; ведение индивидуальных консультаций для родителей, анкетирование и тестирование; включение родителей в подготовку детей к занятиям (подготовить с ребенком аппликацию или рисунок на соответствующую тему). Этот вид работы также вызывает активный интерес у родителей и позитивную совместную деятельность с ребенком; регулярное обновление информации в «уголках» для родителей на актуальные темы: «Трудности поведения и характера», «Развиваем эмоции, играя» и др.;  включение родителей в совместную игровую деятельность с детьми в виде досугов, тренингов, а так же рекомендую игры, которые можно использовать дома, например, «рисуночные» игры «Рисуем настроение»; танцевально-двигательные и телесно ориентированные: «Свободный танец», «Джаз тела», «Зеркальный танец», этюд «Насос и надувная кукла» и др.; приглашение на открытые и совместные занятия.

Основные методы и методики работы с детьми.

Развивающие игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы.

Игры детей с нарушениями зрения отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми детей, посещающих общеобразовательные группы, им в большей степени требуется организующая помощь взрослого, на первых порах на всем протяжении игры. Правила игры приходится повторять несколько раз и, хотя действия детей, как правило, стереотипны, фрагментарность восприятия мешает им удерживать целостный образ игрового сюжета.

Обсуждение сказок, историй, ситуации.  Детям с нарушением зрения характерны стереотипии, косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления, что тормозит деятельность воображения, мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые образы. В содержании придуманных детьми рассказов мало своих собственных сюжетов. В основном в них представлены картины и отрывки из известных сказок и рассказов. Но и они страдают стереотипностью, малой вариативностью, отсутствием

целостности; слабо проявляется эмоциональность, оригинальность и законченность повествований.

Экспрессивные этюды.  У детей с нарушениями зрения часто отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для них характерно отсутствие выразительной мимики, жестов, поз, поэтому данный этап совместной деятельности подкрепляется речевым сопровождением. Слово этот процесс уточняет, корригирует, направляет, способствует более полному и точному отражению предметного мира, снимая и фрагментарность, и искаженность его восприятия.

Психогимнастические упражнения. В движениях детей со зрительной патологией в большинстве случаев недостает гибкости, плавности в движениях. У них отмечается нарушения общей и зрительно - моторной координации. Отмечаются трудности с ориентировкой в большом и  игровом пространстве. Не всегда нашим воспитанникам доступны по образцу, приходится  применять направляющие движения, метод «рука в руке».

Техника активного слушания. Как правило, для детей со зрительной патологией характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, а так же неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению, адекватному самовыражению. Каждому ребёнку даю возможность высказаться, озвучить свои

Телесно-ориентированные игры. необходимость использования таких упражнений и игр объясняется тем, что, некоторые дети с нарушением зрения не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела. Здесь я действую так же, как и при выполнении психогимнастических упражнений.

Игры собственного изготовления и модернизированные мной уже известные игры   и пособия – мне приходится их адаптировать под возможности детей нашего учреждения, с учётом их зрительного диагноза и индивидуальных особенностей.

Арт-педагогика. Ее назначение – возможность получить доступ к индивидуальному опыту ребенка со сниженной зрительной функцией, закрепление  положительных эмоций, снятие негативных переживаний. У некоторых детей она остаётся на предметно –действенном уровне.

Диагностика  – применяется для исследования особенностей интеллектуального, личностного и социально-психологического развития детей. Для получения достоверного результата мне приходится адаптировать методики и тесты под возможности наших детей (более чёткое выделение контура, использование контрастного фона, ярких насыщенных цветов, увеличение мелких деталей пособий).

IV. Основополагающие принципы и идеи:

Единство обучения, воспитания и развития. которые обеспечивают готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей и культурную преемственность поколений. А.Н.Леонтьев рассматривает дошкольное детство именно как период первоначального «складывания» личности ребенка, что и происходит в результате воспитания.

Ведущая деятельность – игра.

В работах Л. С. Выготского и его учеников показано, что психическое развитие ребенка происходит полноценно, если оно происходит   в  рамках ведущей деятельности. Для ребенка до 7 лет это – игра. Поэтому основным видом деятельности ребенка на занятиях с педагогом-психологом должна быть игра.

Личностно-ориентированный подход – ориентация на личностное взаимодействие и личностный рост всех участников образовательного процесса: мой собственный, детей, педагогов и родителей. Принятие личности каждого ребенка позволяет ему комфортно чувствовать себя на занятии, раскрываться, желать что-либо понять, чему-то научиться.

Принцип гуманитарно - аксеологической ориентации. Все мои взаимодействия с детьми и взрослыми должны соответствовать психологической этике и проводятся с уважением к личности всех участников образовательного процесса, то есть не нарушать конфиденциальности, с уважением относиться к вере, ценностям, убеждениям другого человека.

Принцип открытости образовательной среды ГБДОУ

Открытость проявляется во взаимосвязи с окружающей средой, без этого мы не решим задачу адаптации и интеграции слепых и слабовидящих учащихся в общество. Наши воспитанники принимают участие во многих мероприятиях района (соревнования, конкурсы).

Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом  усвоения ребенком, обеспечения  доступного для него уровня трудности, построения с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития.

V. Цель технологии:

Развитие эмоциональной сферы дошкольника со зрительной патологией.  Рассматриваемая технология позволяет поэтапно осуществить развитие эмоциональной сферы через ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.

Технология предполагает прохождение 3-х этапов:

-Начального (15 занятий);

-Промежуточного (20 занятий);

-Заключительного(25 занятий).

Каждый этап начинается с первичной диагностики уровня развития эмоциональной сферы. Дальше идёт формирование группы в зависимости от полученных результатов. Потом непосредственно развивающе - коррекционная работа. И в конце каждого этапа вторичная диагностика для   выявления динамики формирования тех или иных навыков и умений.

Задачи начального этапа:

-  ознакомление детей с основными базовыми эмоциями (радость, страх, злость, грусть)

-  развитие способностей у ребенка различать эмоции по схематическим изображениям;

- формирование умения передачи заданного эмоционального состояния, используя различные  выразительные средства: мимику, жесты, интонации.

Задачи промежуточного этапа:

- продолжить знакомство детей с такими эмоциями, как отвращение, стыд, вина, интерес, удивление;

- расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать;

- формировать умение понимать свои чувства  и чувства других людей;

- развивать эмоциональную отзывчивость у детей.

Задачи заключительного этапа:

- закреплять у детей полученные знания об эмоциях;

-продолжать способствовать открытому проявлению эмоций;

-формировать умение у детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике;

- продолжать формировать умение у детей проявлять эмоциональную отзывчивость;

-формировать навыки социального поведения;

- формировать умение контролировать свои эмоции, снимать эмоциональное напряжение.

VI. Особенности процессуальных характеристик.

Дети с различными нарушениями зрения  составляют одну из самых представительных групп среди «проблемных» детей, и с каждым годом их количество увеличивается,  поэтому необходимы  новые подходы к решению данной проблемы. Должны внедряться новые технологии и авторские разработки, проекты коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.

Рассматриваемая  психолого-педагогическая технология построена на   взаимосвязанных игровых ситуациях, заданиях, упражнениях, адаптированных под детей с нарушениями зрения. Игры, подобранные таким образом, позволяют удерживать внимание детей, помогают успешно  решить поставленные коррекционные задачи. Особенностью так же является постоянные стимулирующие и наоборот снимающие зрительное напряжение с глаз, упражнения и задания. Эти упражнения предлагаются детям в игровой форме и проникают во все структурные элементы совместной деятельности для создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий, позволяющих  решить проблемы профилактики и улучшения состояния зрения. Важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты.

Для большей результативности я в своей технологии использую игры собственного изготовления и модернизированные мной уже известные игры   и пособия под детей с нарушениями зрения.

Технология создана таким образом, чтобы каждый ребёнок по своим возможностям был вовлечен в активную совместную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы он чувствовал себя комфортно и вне зависимости от своих психологических особенностей мог реализовать себя.

Эта технология является инструментом реализации федеральных государственных требований.

Структура занятия:

Вводная часть.

Цель:   создание доброжелательной атмосферы, ознакомление детей с предстоящей деятельностью и обстановкой, присоединение детей   с нарушениями зрения. Она длится немного дольше в целях создания щадящих условий   для детей, чтобы у них было достаточно времени, чтобы адаптироваться к окружающей обстановке и настроиться на предстоящую деятельность.

Ритуал приветствия - своеобразный ритуал - это  один  из приемов нормализации эмоционального фона. Несмотря на то, что само содержание ритуала я иногда меняю, считаю важным использовать именно ритуал, т.к. он быстро настраивает детей на определенную деятельность.

Каждый раз перед началом совместной деятельности, детям даётся установка на внимание, взаимоуважение, терпение. Следует успокоить их и настроить на вслушивание: могут быть использованы: загадки, интересные вопросы, персонажи,

установочные упражнения:

    Послушаем своё дыхание (закрыть глаза); Послушаем музыку; Послушаем звуки в помещении; Послушаем звуки на улице.

- Упражнения на присоединение

Звук колокольчика всегда играет значительную роль в занятиях: помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. Звон колокольчика в начале и в конце занятия помогает мне собрать детей в круг.

Круг - это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки. В кругу проходит ритуал приветствия и прощания.

Основная часть:

Цель: Ее цель обычно совпадает с целью совместной игровой деятельности.

Основные методы и методики работы с детьми:

Игры на развитие и коррекцию эмоциональной сферы  – способствуют развитию эмоциональной отзывчивости,  контроля над импульсивностью, двигательной активностью, снятие страхов, тревожности и агрессивности.

Обсуждение сказок, историй, ситуаций  – позволяет познакомить детей с  миром человеческих отношений, миром чувств и эмоций, проявлением различных личностных качеств, миром добрых, справедливых, альтруистических, честных поступков. Обсуждение сказок  и историй позволяет стимулировать развитие у детей нужных качеств.

Экспрессивные этюды -  используются в процессе обсуждения сказок и историй. Они используются для развития экспрессивной грамотности дошкольников – умения понимать эмоции других людей и развития собственных средств экспрессии, а также для лучшего понимания эмоций персонажей истории в  конкретных ситуациях.

Психогимнастические упражнения. назначение которых - предоставить ребенку возможность получить некоторый личный опыт, развить определенные психологические умения и способности.

Арт-педагогика  -  применяется в индивидуальной либо групповой работе.

Техника активного слушания.   Ребёнку важно быть услышанным и понятым.

Телесно-ориентированные игры. Способствуют снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Игры собственного изготовления и модернизированные мной уже известные игры   и пособия  – дают возможность решению более узких конкретных задач.

Заключительная часть:

«Релаксация»  Цель.  сосредоточение на своём внутреннем мире, снять психо-эмоциональное напряжение.

Это важный этап  в структуре совместной деятельности со слабовидящими детьми. Комплекс игр и упражнений способствует снятию мышечных зажимов, а также  снижению уровня  тревожности, агрессивности, страхов.

На этом этапе использую:

- упражнения на расслабление,

- этюды на расслабление,

- технику глубокого дыхания.

«Рефлексия»  Цель: получение обратной связи, обобщение на основе диалога с детьми того, чему научились, что узнали и почувствовали на занятии. Я всегда спрашиваю: «Что вы чувствовали во время выполнения заданий?», «Что вам понравилось?», «В какие бы игры вы хотели ещё поиграть?», «Какие задания вызвали затруднения?».

Ритуал прощания -  циклично повторяющиеся виды деятельности помогают одним детям снизить тревожность, другим (например, аутичным) – ощутить безопасность.

Технология адресована:

Педагогам - психологам для работы в  младших, старших и подготовительных группах детских садов общеразвивающего и комбинированного типа.

    Наличие и краткая характеристика программного обеспечения.

-Программа « Коррекция страхов и тревожности у детей »  Зайцевой Н. А. Использованы: упражнения на концентрацию, игры на снижение мышечных зажимов, тревожности,  страхов, арт – терапия.

- Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. «Уроки добра». С. И.Семенака  В качестве основных методов и приёмов используются: имитационные игры, социально – поведенческий тренинг, психогимнастика, обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, примеры выражения своего эмоционального состояния.

-Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»  С.В. Крюкова, Н.П.     Слободняк.  (тренинговая программа эмоционального развития дошкольников)

-Коррекционная программа психологической помощи детям с эмоциональными  и поведенческими проблемами « Моя волшебная страна».  Спб. 2004. В данной программе используется широкий спектр экспрессивных методов, что позволяет значительно расширить возможности для самовыражения ребёнка и доступ к психологическим ресурсам.

В виду со спецификой нашего учреждения, в котором воспитываются дети со зрительной патологией, а также дети  с ОВЗ, то для большей эффективности работа по снижению уровня негативных эмоциональных проявлений детей выносится за рамки данных программ. В связи с этим я модернизирую известные игры, адаптируя их под возможности детей нашего учреждения, с учётом их зрительного диагноза и индивидуальных особенностей (обводка по контуру, яркие насыщенные цвета, использование контрастного фона, для  рассматривания мелкие детали предмета увеличиваются).

VIII. Комплекс диагностических средств, позволяющих своевременно проводить оценку эмоционального развития ребенка, отслеживать результативность деятельности и эффективность психолого-педагогического воздействия и др.;

Несмотря на то, что основной акцент в своей работе я делаю на развивающую и коррекционную работу с детьми, но я обязательно изучаю результативность своей работы: с какого уровня ребенок «стартует», до какого уровня «продвинулся»  в развитии. Использую количественные и качественные методы и методики. Среди них:

Методы и методики изучения результативности работы.

       Наблюдение. Работая с личностными особенностями и проблемами детей, результаты часто наиболее хорошо могут быть оценены методом наблюдения. Интервью и беседы с родителями. Использую для оценки изменений в личностных проявлениях, мотивации, общения, произвольности ребенка. Методики изучения личности .

-методика «Лесенка», для изучения самооценки,

-проективные рисуночные тесты (восприятия себя в семье и в обществе),

-тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен),

-тест «Страхи в домиках» по Захарову А. И.) диагностика страхов у детей.

-тест «Незаконченные предложения» Для диагностики отношений ребёнка к родителям, братьям, к своим собственным способностям, а так же выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний

-методика Минаевой В.М. Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций)

IX. Анализ результативности деятельности по итогам психодиагностических обследований (сравнения результатов; мониторинга уровня развития детей)

Качественный анализ результатов

1. Воспитатели и родители в процессе анкетирования и беседы выражают единую     положительную оценку   изменений произошедших в результате проведённой работы,   отмечают  позитивное психо-эмоциональное состояние детей, посещающих занятия:

-дети стали более спокойны, уравновешены;

-воспитанники стали более внимательны друг к другу, эмоционально отзывчивы;

-на занятиях дети стали ярче проявлять положительные эмоции;

-они стали сами организовывать игры, чувствуя себя более раскованными и свободными.

2. У родителей отмечается повышение уровня психолого-педагогической компетентности в общении с детьми, оптимизация детско-родительских отношений.

3. У педагогов, работающих с детьми, отмечается повышение уровня профессиональной компетентности, понимание особенностей эмоционального развития у дошкольников со зрительной патологией.

Для более объективного результата работы была проведена  диагностика по методике В.М. Минаевой. Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), которая отразила положительную динамику в развитии  эмоциональной сферы у детей:

Сравнительный анализ:

Тест № 1. «Изучения понимания детьми эмоциональных состояний других людей»