Программа по развитию коммуникативных способностей у младших дошкольников

Программа развития коммуникативных способностейв процессе сюжетно-ролевых игру младших дошкольников.

Автор: Абрамова Лариса Вячеславовна,

Для развития коммуникативных спос обностей младших дошкольников мною была разработана программа, состоящая из комплекса сюжетно-ролевых игр.

Цель программы: развитие коммуникативных способностей у детей в общении со сверстниками и взрослыми.

Задачи программы:

развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

воспитывать позитивное отношение друг к другу;

развивать умение взаимодействовать;

формировать умение распознавать эмоции других, сопереживать, владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;

с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.

Программа состоит из 16 сюжетно-ролевых игр, соответствующих возрасту детей по содержанию и временным рамкам, взаимосвязанных между собой и постепенно усложняющихся от одной игры к другой.

Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников

«Угостим подружек чаем» (5 – 7 минут).

Цель: развивать желание детей играть в коллективе сверстников, умение слушать друг друга, воспитывать доброжелательность, умение поддерживать диалог.

Роли: куклы, дети.

Ход игры: в гости к детям приходят 2 куклы-подружки Маша и Даша. В лице одной из кукол выступает сначала воспитатель, затем передает роль ребенку. Дети встречают гостей, знакомят кукол с игрушками, накрывают на стол, угощают чаем, ведут короткий диалог. Подружки рассказывают, что они никогда не ссорятся.

«Уложим кукол спать» (5 — 7 минут).

Цель: воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающим; использовать в речи ласковые слова.

Роли: куклы, дети.

Ход игры: В гости к детям приходят куклы. Они знакомятся с ними, играют, угощают чаем с печеньем. Дети и не заметили, как пришла пора куклам отдохнуть. Дети умывают кукол, укладывают их в кроватки, по возможности рассказывают сказку, поют колыбельную, желают приятных снов.

3) «Кукла Катя заболела» (5 — 7 минут).

Цель: воспитывать у детей умение сопереживать, заботиться об окружающих; учить поддерживать небольшой диалог.

Роли: кукла Катя, доктор, мама куклы.

Ход игры: кукла с завязанным горлом лежит в постели. Педагог спрашивает детей о том, что могло случиться с куклой? Почему она не встает с постели? Почему у нее завязано горло? Выслушивает ответы детей, дает комментарии по поводу них, затем уточняет, знают ли дети, что надо делать, когда кто-то заболел? Кто лечит детей и взрослых? Предлагает детям подумать и сказать, кого надо вызвать к больной кукле. Дети, с помощью воспитателя, распределяют между собой роли.

Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке. Взрослый помогает развернуть диалог мамы и врача о болезни куклы. Затем врач измеряет температуру, слушает, смотрит горло, дает рекомендации по лечению (пить таблетки, полоскать горло). Взрослый помогает врачу-ребенку вести диалог с куклой и мамой. Мама дает дочке таблетки, питье. Ласково разговаривает с дочкой. Педагог помогает ребенку вести беседу с куклой, выполнять игровые действия

4)«День рождения Степашки» (5 — 7 минут).

Цель: воспитывать у детей внимательность, заботливость, желание помочь, позитивное отношение друг к другу; учить выражать свои эмоции речью; расширять знания о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда.

Роли: Степашка, дети.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть на стол. Ребята активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Во время совместного чаепития воспитатель показывает детям, как вести себя за столом, как вежливо попросить о чем-либо, как поблагодарить за оказанную услугу. В конце игры дети помогают убирать со стола, благодарят Степашку, приглашают к себе в гости.

5)«Принимаем гостей» (7 – 10 минут)

Цель: сплотить детей, учить действовать слажено, вежливо разговаривать друг с другом; учить правильно здороваться и прощаться с взрослыми; воспитывать желание сделать что – то приятное.

Роли: дети, дети–гости.

Ход игры: воспитатель объявляет детям: «Ребята сегодня к нам придут гости!». Выбирает, по желанию, 2-3 ребенка на роль гостей. «Как мы их будем встречать? Правильно, мы будем их угощать. А еще нам нужно навести порядок в группе, приготовить чай, испечь пирог». Дети накрывают на стол, моют посуду, вытирают пыль, пылесосят, кто-то идет в магазин за продуктами для пирога. Приходят гости, дети встречают их, помогают раздеться, приглашают за стол, угощают. Воспитатель помогает построить диалог между детьми.

6)«Магазин «Детский мир» (7 – 10 минут).

Цель: развивать навыки социального общения, развивать диалогическое взаимодействие.

Роли: продавец, покупатель.

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Все дети любят играть игрушками. У вас дома много игрушек?». Дети рассказывают о своих игрушках. Воспитатель интересуется откуда они появились, были ли дети в магазине детских игрушек, какие игрушки покупали. Затем начинается игра в магазин игрушек. Дети рассаживают игрушки на «витрине» (стеллаже, столе) и делятся по желанию на продавцов и покупателей. В качестве денег используют фантики от конфет, жетоны. Покупатель приходит в магазин, выбирает понравившуюся игрушку. Продавец показывает игрушку, рассказывает, как в нее надо играть, сколько она стоит. Покупатель расплачивается фантиками и уходит. Играет следующая пара «продавец–покупатель». Далее дети меняются ролями.

7) «В автобусе едет семья» (7 – 10 минут)

Цель: развивать вежливое обращение друг к другу и к взрослым, развивать взаимопомощь.

Роли: шофер автобуса, кондуктор, мама, папа, дети.

Ход игры: Дети, с помощью воспитателя, заранее распределяют роли. Договариваются, зачем и куда едут, на какой остановке выходят. По ходу игры, воспитатель подсказывает, кому надо уступать место; как должен вести себя папа (пропускать маму вперед, подать руку, поддержать на выходе). Кондуктор вежливо просит оплатить проезд, продает билеты пассажирам, благодарит пассажиров за оплаченный проезд. Пассажиры обменивают жетончики на билетики, благодарят кондуктора. Шофер объявляет остановки: магазин, детский сад, больница и так далее.

8)«День рождения в семье» (7 — 10 минут)

Цель: учить детей общаться в коллективе; развивать умение высказываться поочередно, воспитывать внимательность и чуткость.

Роли: мама, папа, бабушка, дедушка, дети.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в семью, помогает распределять роли. Семья может быть очень большой. У мамы сегодня день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие — готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи – подготавливают развлекательную программу, мама идет в парикмахерскую. Воспитатель уделяет внимание взаимоотношениям между членами семьи, вовремя помогает им.

9) «Путешествие на корабле» (10 – 15 минут)

Цель: Развивать интерес к совместной игре, развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать желание сделать приятное для других, учить выражать свои потребности с помощью вербальных средств.

Роли: капитан корабля, помощник капитана, кассир, мама, папа, дети.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в веселое путешествие на корабле. Сначала дети, с помощью воспитателя, строят корабль, используя для этого детские стульчики. Выбирается капитан корабля (можно с помощью считалочки), его помощник, распределяются остальные роли. Затем обсуждается, что должен делать капитан в плавании, что необходимо иметь при себе в случае неисправности корабля. Помощник помогает капитану управлять кораблем. Дети покупают билеты в кассе, занимают свои места. Капитан объявляет об отплытии корабля. Во время путешествия можно читать стихи, петь любимые песни. По окончанию путешествия, дети благодарят капитана.

10)«Строим дом» (10 – 15 минут)

Цель: сплотить детей, формировать умение договариваться, действовать сообща, развивать вежливое обращение друг к другу; познакомить со строительными профессиями; научить сооружать постройку несложной конструкции.

Роли: строители, водители, крановщик.

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …(дом)». Потом воспитатель предлагает детям построить большой просторный дом, где могли бы поселиться игрушки. Он объясняет детям, какие бывают строительные профессии, чем люди заняты на стройке. Распределяются роли между детьми: одни – строители, они строят дом; другие – водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – крановщик. Воспитатель берет на себя роль строителя, показывает пример обращения к другим строителям или водителю. Дом готов и туда могут вселиться новые жители. Дети самостоятельно обыгрывают постройку.

11) «В кафе» (10 – 15 минут).

Цель: учить детей обращаться к взрослому на «вы», использовать в речи слова «спасибо», «пожалуйста», правильно здороваться и прощаться.

Роли: повар, официанты, мама, папа, дети.

Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. У Буратино день рождения и он приглашает своих новых друзей в кафе, чтобы угостить мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

12)«В магазине» (10 – 15 минут)

Цель: развивать умение слушать друг друга, умение соблюдать очередность и последовательность в действиях, умение взаимодействовать, поддерживать диалог; формировать вежливое обращение к сверстникам и взрослым.

Роли: продавцы разных отделов, покупатели.

Ход игры: воспитатель предлагает детям устроить магазин и научиться продавать и покупать товары. Воспитатель при помощи считалки выбирает продавцов, остальные ребята – покупатели (в ходе игры дети могут меняться ролями по желанию). Затем раскладывают на витрину имеющиеся игрушки и устанавливают на каждой цену (1 – 2 жетона). В магазине организуется несколько отделов: овощной, продуктовый, хлебный. Далее дети–покупатели приходят в магазин, где работает насколько отделов, выбирают товар по очереди. Дети-продавцы вежливо обслуживают покупателей и продают им товар. Воспитатель может взять роль продавца или покупателя, чтобы наглядно показать, как вести диалог.

13) «В поликлинике» (15 – 20 минут)

Цель: вызвать у детей желание подражать взрослым, бережно относиться к своим пациентам, формировать умение распознавать эмоции других, вежливо обращаться друг к другу.

Роли: врачи – лор, окулист, стоматолог, медсестра; пациенты.

Ход игры: пациенты приходят в поликлинику на медосмотр и посещают врачей в разных кабинетах. Врачи их взвешивают, измеряют рост, проверяют зрение, осматривают зубы, слушают фонендоскопом, измеряют давление. Медсестры берут анализ крови. Если у пациентов есть жалобы на здоровье, врач выписывает рецепты, медсестра делает уколы, перевязывает раны на руке, на голове, закапывает капли, учит больного полоскать горло.

14)«В детском саду» (15 – 20 минут)

Цель: формировать у детей умение правильно обращаться к взрослому, умение правильно здороваться и прощаться, формировать позитивное отношение друг к другу.

Роли: воспитатель, родители, няня, медицинская сестра, повар, дети, медсестра, прачка.

Ход игры: родители приводят детей в детский сад. Воспитатель делает с ними зарядку, играет, занимается, выводит на прогулку и т.д. по режиму. Повар чистит картофель, готовит суп, компот, кашу. Няня убирает группу, раздает детям еду, моет посуду. Дежурные накрывают столы, убирают посуду после еды. Врач лечит заболевших детей, перевязывает раны, смазывает ссадины йодом, дает лекарства, измеряет вес и рост детей. Прачка стирает белье для детей, гладит, меняет постельное белье. Вечером родители забирают своих детей домой. Воспитатель беседует с родителями, рассказывает, как прошел день, как вели себя дети.

15) «В парикмахерской» (1 вариант) (15 – 20 минут)

Цель: развивать у детей умение слушать друг друга и окружающих людей, умение вежливого обращения, умение вести диалог.

Роли: парикмахер (женский и мужской мастер), клиенты, которым надо сделать прическу.

Ход игры: воспитатель после дневного сна объявляет, что сегодня в группе открывается парикмахерская. Традиционное причесывание девочек происходит в уголке парикмахерской. Ожидающие высаживаются в очередь. Воспитатель сам берет на себя роль парикмахера и дает детям образцы общения и действий: «Садитесь, пожалуйста. Что бы вы хотели? Вам сделать один хвостик, два? Вы хотите три хвостика? Замечательно. Пожалуйста! Вы довольны моей работой? Я тоже рада, что вам понравилось. Приходите к нам еще. Пожалуйста, следующий». Далее воспитатель передает роль парикмахера ребенку.

16)«В парикмахерской» (2 вариант) (15 – 20 минут)

Ход игры: воспитатель вверяет себя в детские руки. Воспитатель жалуется кому-то из детей, что совсем нет времени сходить в парикмахерскую, и просит ребенка помочь ему. Или, воспитатель играет роль очень вежливого, но требовательного клиента. Предлагает ребенку действовать в соответствии со своим «парикмахерским опытом». Если выясняется, что опыт ребенка достаточно беден, то воспитатель начинает подсказывать ребенку: «Не могли бы вы сначала помыть мне голову? А теперь высушите меня, пожалуйста, феном. Мне хотелось бы, чтобы с двух сторон у меня были вот эти заколочки».