МДОУ № 31, г. Железнодорожный, МО

Педагогическая технология развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях

Цель: Развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых ситуаций.

Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии

  1. Старший дошкольный возраст: характер общения старших дошкольников со сверстниками имеет свои особенности: потребность в общении проявляется значительно активней, чем на предыдущих возрастных ступенях, происходит активное освоение основ нравственности, начинает проявляться интерес к внутреннему миру другого человека.
  2. Дружба. Понятие «дружеские отношения» включает в себя приветливость и отзывчивость, проявляющиеся в участии и сочувствии, а также взаимопомощь.
  3. Искусство. Выготский Л.С. писал: «Есть общественная техника чувств, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личностные стороны существа». Из всех видов искусства музыка получает наибольший эмоциональный отклик в душе ребенка, в связи с чем ее необходимо использовать в педагогическом процессе детского сада как можно шире.
  4. Совместное слушание музыки, пение усугубляют и обостряют восприятие произведений искусства. Совместные переживания сближают между собой детей, обогащают личную жизнь каждого ребенка. Музыка побуждает дошкольника к активным действиям. Поэтому необходимо использовать музыку как педагогическое развивающее средство.
  5. Объединение различных игровых ситуаций с использованием музыкальных сюжетов о дружбе и друзьях при ведущей роли музыки, музыкальных видов детской деятельности закономерным образом будет способствовать развитию дружеских отношений.

Основные принципы музыкально-игровой ситуации

Принцип гуманизации . предполагающий ориентацию на личность ребенка, индивидуальность процесса развития дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста.

Принцип личностной ориентации . учитывающий результаты диагностики характера дружеских отношений между старшими дошкольниками и учета этих результатов в ходе преобразующей работы с ребенком

Принцип систематичности . подразумевающий постепенное усложнение содержания на разных этапах использования музыкально-игровых ситуаций и сквозную связь их содержания и задач.

Принцип синкретичности . подразумевающий объединение музыки, музыкальной исполнительской деятельности, импровизации, игры в ситуациях, направленных на развитие дружеский взаимоотношений старших дошкольников.

Принцип доверия и уважения друг к другу . согласно которому в ходе игрового взаимодействия педагогу необходимо слушать детей, их предложения, пожелания, требования, стараться создавать эмоционально-комфортную позитивную атмосферу, позволяющую раскрыться способностям и талантам ребенка.

Принцип корректного ненасильственного взаимодействия . реализующийся в том, что при совместной с детьми игре педагог не навязывает своих идей, не настаивает на своей точки зрения, помнит, что главный в игре – ребенок.

Условия реализации технологии

  1. Технология реализуется педагогом детского сада в совместной деятельности с детьми.
  2. Отбор музыкальных произведений осуществляется по следующим критериям:
  • Соответствие музыкальным интересам дошкольников
  • Соответствие педагогической задаче – развитие дружеских взаимоотношений детей
  1. Следует соблюдать следующие рекомендации:
  • Необходимо создать эмоционально-положительную обстановку в группе
  • Следующий этап музыкально-игровых ситуаций должен быть направлен на развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников, в основе которых лежит объединяющая детей музыкальная деятельность.

Занятия детей старшей группы

Педагог встречает детей песней «Если с другом вышел в путь» (М. Танич - В.Шаинский). После повторного прослушивания задаются' вопросы:

- Вам когда-нибудь помогали друзья? В чем?

- Случилось ли вам приходить на помощь своим друзьям?

Марфа : Да. Если я остаюсь одна и мне не с кем играть, мне помогает моя подружка Лена.

Юля : Я не знала, как извиниться перед педагогом, а Марфа мне сказала, что надо подойти и сказать «извините, пожалуйста».

Денис : Когда Наташе придавило палец в дверях, я привел медсестру.

Катя : У Саши развязался шнурок, Саша зацепился и

упал. Я помогла ему встать.

Витя : Во время концерта у Лизы упал платочек, а я его поднял.

Лиза : Зато я помогла Вите нарисовать кораблик!

Из ответов детей можно заключить, что они понимают необходимость взаимопомощи в разных ситуациях.

Далее с детьми проводится беседа о том, что без друга одиноко, что он всегда придет на помощь, друзья сопровождают нас всю жизнь, мы помогаем им, а они нам.

После беседы дети играют в игру «Назови друга ласково». Сидя в кругу, они передают друг другу плюшевое сердечко, ласково называя сидящего рядом.

После игры педагог предлагает детям взяться за руки и почувствовать тепло друзей под слова песни:

У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо ЖИТЬ, запомнить это надо.

Звучит песня «Улыбка» В. Шаинского, дети подпевают, свободно двигаясь по группе, улыбаясь друг другу.