Методики по развитию мышления у дошкольников

Методики по развитию мышления у дошкольников помогают ребенку познавать окружающий мир, запоминать все, что его окружает и делать определенные умозаключения. Развивать виды мышления необходимо по определенным методикам и правилам.

Как развивать критическое мышление?

Критическое мышления является основным «фильтром», который позволяет приходить к самым логичным выводам во время решения любых задач. Поэтому в методику по развитию мышления у дошкольников необходимо обязательно включить этот фактор.

Приступать к развитию критического мышления необходимо с самого раннего возраста. Для этого необходимо еще в детском саду «навести порядок» в знаниях малыша. На сегодня детишкам необходимо в огромном объеме усваивать большое количество знаний и эти все познания «окружающего» хаотично путаются у них в голове. Для того чтобы развить этот вид мышления, необходимо применять задания в игровой форме. Малышу должно прийтись по вкусу отличать правильное от неправильного. Например, вы рассказываете ему сказку, предварительно предупредив ребенка, что если он заметит в ней что-то не правильное, пусть скажет, что так не бывает. Чем больше возраст ребенка, тем сложнее должна быть ситуация в сказке. С помощью такой непринужденной и веселой формы вы научите ребенка отличать возможное от невозможного и подтолкнете его к развитию критического осознания.

Помогают методики с использованием картинок. К примеру, на картинке изображено несуществующее животное, вы должны спросить у малыша, что здесь напутал художник. Помните, для дошкольников не составляет никакого труда отличать несущественное от существенного.

Как развить образное мышление?

Образное мышление начинает формироваться еще у дошкольников. В этом возрасте ребенок с удовольствием занимается рисованием, лепкой из пластилина, конструированием. Постоянно возникающие перед малышом задачи, которые требуют вообразить что-то в уме, помогают эффективно развить этот вид мышления.

Идя с малышом на прогулку, не забывайте показывать ему цветы, животных, деревья. Рассказывайте о действиях животных (прыгает, бежит). Уделяйте внимание навыкам различения цвета, формы, размеров. Играйте с малышом в сказочные сюжеты.

С 3-4-х лет применяйте методику развития образного мышления через картинки. Ваша цель – научить ребенка в уме создавать образы. Для этого берем и рисуем на бумаге круг, а от него проводим вниз линию. После спрашиваем у малыша – что это? Ребенок имеет полное право выдвигать свои ассоциации, пусть они даже не касаются воздушного шарика, что на картинке. Если у вас два ребенка, объявите конкурс, кто больше всего назовет ассоциаций. По мере взросления малыша старайтесь усложнять задания. Например, рисуем часть рисунка и просим ребенка дорисовать его недостающею часть.

Также дошкольнику можно предложить более сложное упражнение, что формирует геометрические представления. Для этого рисуем круг на левой части бумаги, справа рисуем 3 части этого круга, с учетом, что одна из них лишняя. Затем даем ребенку возможность найти 2 правильные части, что составят круг. Это задание можно делать и с другими фигурами.

Как развивать логическое мышление у детей?

Развивитие этого вида мышления при помощи специальной методики поможет ребенку, на момент его поступления в первый класс, медленно читать и понимать прочитанное, а также для своего возраста понимать первые азы математики.

Первая база в этой области должна быть незаметной для малыша и иметь игровую форму или беседу. Например, почему трава мокрая, кто мяукает и т. д. В случае, если ребенок дополняет свой ответ – он полностью включился в игру.

Когда малыш уже уверен в выводах, предложите ему для решения жизненные ситуации. Например, надо идти за хлебом, а на улице дождь, что делать? В итоге хвалите ребенка за его верные логические рассуждения, а все остальные попросите его обосновать.

Если дошкольник знаком с решением простейших арифметических примеров (одно число больше или меньше второго), для наглядности покажите это в виде предметов: «У меня 5 карандашей, я отнял 3, их стало 2, это же меньше?».

Автор: Кашевар Анна Александровна