Современные технологии развития связной речи у дошкольников

  Подготовила: Денисова Е.Б.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К.Д. Тихеевой Е.И. Флёриной Е.И. Бородич А.М. и другими. По мнению Сохина Ф.А. связная речь – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.

По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. По мнению профессора Текучева А.В. под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематизированного развернутого изложения.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Развитие обеих форм речи – монолога и диалога – играет ведущую роль в процессе развития речи ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в тоже время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Таким образом, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

При пересказе дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Рассказ – описание малодоступен им, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности описания предмета по плану, данному логопедом.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Ефименкова Л.Н. делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью составлением рассказа на основе личного опыта.

Глухов В.П. предлагает систему обучения рассказыванию в несколько этапов, предусматривая овладение детей навыкам монологической речи в следующих формах:

— соствление высказываний по наглядному восприятию;

— воспроизведение прослушанного текста;

-составление рассказа – описания;

-рассказывание с элементами творчества.

Ткаченко Т.А. предлагает оригинальную и эффективную систему в работе над связной речью у детей с ОНР, с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы.

   1ый год обучения :

пересказ рассказа по демонстрируемому действию (1занятие);

составление рассказа по демонстрируемому действию(1);

пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (3);

пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок(3);

составление рассказа по серии сюжетных картинок(4);

пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картины(1);

составление рассказа по одной сюжетной картине(1);

2ой год обучения:

При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи Ткаченко Т.А рекомендует педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:

добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;

составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;

составление рассказа с включением или исключением объектов;

составление рассказа по комплекту игрушек;

рассказ по частично закрытой сюжетной картине;

придумывание рассказа о знакомом герое;

составление рассказа по названию;

придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

Данную авторскую систему коррекционной работы можно привести как пример современных технологий по развитию связной речи у дошкольников.

Планируя коррекционную работу, логопед должен знатьнормы выполнения детьми пересказа и рассказов, составленных по сюжетной картинке и серии сюжетных картин.

Норма выполнения для детей средней группы

Пересказ: передача общего смысла рассказа; воспроизведение не менее 30% текста; использование простых распространенных предложений; простых осложненных предложений и 8-10% сложных предложений.

Составление рассказа по сюжетной картине: 2-3 простых предложения.

Составление рассказа по серии сюжетных картин: -.

Норма выполнения для детей старшей группы

Пересказ: достаточно полная передача сюжета рассказа; воспроизведение не менее 50% текста, использование простых распространенных и простых осложненных предложений, а также одно сложное предложение.

Составление рассказа по сюжетной картинке: 3-5 предложений (простые распространенные, простые осложненные, одно сложное);

Составление рассказа по серии сюжетных картинок: 2-3 картинки, 5-6 предложений (простые распространенные, простые осложненные и одно сложное предложение).

Норма выполнения для детей подготовительной к школе группы

Пересказ: достаточно полная передача сюжета рассказа; воспроизведение не менее 70% текста: использование простых распространенных и простых осложненных предложений, а также сложные предложения (1-2).

Составление рассказа по сюжетной картинке: 5-6 предложений (простые распространенные, простые осложненные и не менее двух сложных предложений).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок: 3-4 картинки, 7-8 предложений (простые распространенные, простые осложненные и не менее двух сложных предложений.

Современные компьютерные технологии позволяют нам объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию связной речи, избегать траты времени на поиск пособий на полках кабинета, срисовывание иллюстраций, хранение большого количества речевого материала. Данный материал можно хранить на дисках, флэш-картах и в самом компьютере.

Можно использовать уникальную возможность компьютера демонстрировать иллюстративный и речевой материал на интерактивной доске при обучении детей пересказу рассказа с использованием серии сюжетных картин, опорных сигналов, сюжетной картины, прочитанного логопедом рассказа.

Компьютер позволяет нам не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером как проигрывателем CD.

Возможности компьютерных технологий очень велики. Не всегда интересный речевой материал можно найти в CD. Учитель-логопед может сам записать речевой материал на диск и использовать компьютер как магнитофон и проигрыватель.

Существуют компьютерные программы, неоценимые при обучении составлению рассказа по серии картинок. С их помощью картинки можно передвигать по полю экрана, выстроить их в сюжетно-логической последовательности. В случае правильного или неправильного расположения картинок компьютер подает звуковой сигнал.

При обучении творческому рассказыванию можно использовать DVDдиски. Проигрывая диск, мы можем продемонстрировать начало, середину или конец сказки, тем самым, побуждая детей к творчеству: придумыванию предшествующих или последующих событий.

Компьютер позволяет использовать в работе готовые учебные программы. Но найти их в продаже практически невозможно или материал, содержащийся в этих программах, недостаточно профессионален. Хочется верить, что в будущем учителя-логопеды будут иметь достойный рабочий материал по развитию связной речи с использованием возможностей современных компьютерных технологий. В этом им должны помочь многочисленные методические центры, институты, академии и прочие заведения педагогической науки.