Развитие познавательных и творческих способностей старших дошкольников посредством технологии проектирования

Развитие познавательных и творческих способностей старших дошкольников через технологию проектирования.

Методическая разработка.

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегченных» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как имело место в традиционной системе умственного воспитания.

В связи с введением в действие ФГО стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиями ее реализации заметно активизировался интерес педагогов – дошкольников к проектам, педагогическому проектированию и проектной деятельности детей. В ходе реализации проекта я естественным образом осуществила интеграцию образовательных областей, комбинируя разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решая образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействуя с семьями воспитанников.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. В проектной деятельности я постаралась стать партнером, помощником ребенка, создать такую образовательную среду, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями.

Актуальность данного опыта заключается в том, что использование модели образовательной технологии проектной деятельности дошкольников приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.

Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (позитивная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Ведущая идея данного опыта состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей в познавательной и творческой деятельности на основе проектного подхода. Проектная деятельность объединяет детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность.

Целью является создание условий по развитию познавательной и творческой деятельности дошкольников на основе проектного метода.

Следуя принципам организации детского проектирования, соблюдаются следующие условия:

учет интересов ребенка;

деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.

Прежде всего, я сочла нужным пополнить предметно-развивающую среду в группе дидактическими, наглядно-иллюстрированными пособиями для занятия, игр. В образовательной деятельности я использую большое количество разнообразного наглядного материала: иллюстрации, картины, макеты, предметы быта, поделки, элементы костюмов и т. д.

Предлагая темы продуктов, я учитываю возрастные особенности развития дошкольников, их интересы, а также и единые базовые темы. К каждой теме подбираю, согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей, виды деятельности. Использую календарные события, сезонные изменения в природе. Такая система позволяет реализовать принцип интеграции образовательных областей.

Так как дети дошкольники, я посчитала необходимым привлечение родителей к осуществлению проектов. Родителям предоставила разную степень участия в проектах: подбор материала в рамках текущего проекта, участие в мероприятиях. Таким образом, у родителей сформировались представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. В ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Ребенок стал более интересен родителям, поскольку стал выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране с помощью презентации. Так дети познакомились с экосистемой «Пустыня», с ее животным и растительным миром, с природными условиями, с приспособленностью животных и растений к условиям пустыни. Через презентацию представила профессии, связанные с использованием свойств песка (строители, стеклодувы). При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки. Затем устраивают «бурю в пустыне», дуют через трубочку в банку с песком. Дети самостоятельно приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.

В ходе проведения исследований с воздухом дети получили знания о свойствах воздуха; обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

На начальном этапе проблема ставится мной, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают свои предположения. Затем проверяют возможные решения. Делают выводы в соответствии с результатами проверки.

Познавательный интерес детей развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомлю детей со свойствами жидкостей. Вода один из главных источников жизни на Земле. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. Провожу следующие опыты:

«У воды нет запаха» - дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха.

«Фильтрование воды» - знакомство с процессами очистки воды разными способами.

«Разноцветные сосульки» - помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре) .

«Откуда берется вода? » - знакомятся с процессом конденсации.

«Пар – это тоже вода» - дать представления об одном из состояний воды – паром.

«Путешествие капельки» - знакомство с круговоротом воды в природе.

Знакомясь со свойствами снега, дети рассматривают снежинки через лупу, наблюдают, какой формы бывают снежинки, обнаруживают, что каждая снежинка неповторима и отображает форму кристалла. Почему снег белый? Дети узнают из опыта, что белый цвет снега связан с отражением света. Снежинки падают на землю из тучки, а как они попадают в тучку. Находим ответ, повторяя круговорот воды в природе. Обращаю внимание на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства.

Полученный опыт дети используют в самостоятельной деятельности при обследовании новых объектов. Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят самостоятельно или с родителями опыты дома.

В заключение приведу слова академика Е. И. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Таким образом, целенаправленная систематическая работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию дошкольников.

Используемая литература.

1. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности. Новосибирск, 2006.

2. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-Синтез, 2014.

3. Дыбина О. В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М. 2002.

4. Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2012.

5. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. Центр педагогического образования, 2012.

6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования о ДОУ. М. 2008.