Использование игровых технологий для развития мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития

«Использование игровых технологий для развития наглядно-образного, элементов словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Тема проекта: Использование игровых технологий для развития наглядно-образного, элементов словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Цель: Использование занимательного материала на занятиях по развитию элементарных математических представлений с целью формирования наглядно-образного, элементов словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Подобрать и систематизировать применение различные вариантов игр и игровых ситуаций, направленных на формирование и развитие наглядно-образного, элементов словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития.

2. Формирование способностей воспитанников к самостоятельной творческой деятельности, а также развитие коммуникативных навыков через игровые ситуации.

3. Формирование установки к сотрудничеству, а также создание условий для включения родителей в игровую деятельность детей.

4. Повышение качества взаимодействия педагогов и специалистов через создание системы игровых и интегрированных занятий с нестандартными средствами математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Критериями оценки результата обучения послужат диагностические методики обследования представленные в приложении.

Пояснительная записка

“Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра – это

искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности. ”

В. А. Сухомлинский.

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому эффективней всего строить свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все эти игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные, что особенно актуально для детей с задержкой психического развития. Потребность в игре и желание играть у дошкольников с ЗПР необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений, усвоение которых происходит очень медленно. Необходимо поддерживать интерес к занятиям путем широкого использования игр и упражнений.

Необходимость осуществления математического образования ребенка дошкольного возраста сегодня не подвергается сомнению ни одной из существующих программ развития МДОУ, которые не обходятся в своих образовательных «комплектах» без математического блока. В них освещены требования, что должен знать ребенок, какими математическими навыками владеть по выходу из детского сада, однако в них не указываются алгоритмы работы применения разнообразных формы работы, методов и приемов. Это касается и программы С. Г. Шевченко «Обучение и развитие детей с ЗПР». Выполнение требований и следование методическим рекомендациям в проведение занятий по развитию элементарных математических представлений, «ставит» педагогов, в узкие рамки которых мы должны придерживаться в обучении детей с ЗПР, а занятия, построенные в виде игры «позволят» провести его интересно нестандартно с экономией времени и средств. Анализ развития ВПФ у старших дошкольников коррекционной группы показал, что уровень развития мыслительных операций большинства дошкольников вызывает наибольшие трудности в коррекционной работе. Возникающие трудности не однородны, «западают» разные процессы мышления.

Следовательно, возникают противоречия:

1) между необходимостью обучать всю группу одновременно с различным уровнем развития свойств мышления воспитанников;

2) между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения;

3) между необходимостью развивать функцию мышления и отсутствие условий, для индивидуальной работы с каждым учеником;

4) стремлением дошкольников к самостоятельности и неумением организовывать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Встала проблема выбора содержания и технологии обучения, позволяющей практически разрешить эти противоречия и создающей условия для развития наглядно-образного и элементов словесно логического мышления.

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии.

В процессе игровой технологии дошкольник сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в занятие дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует увеличению времени работоспособности детей на занятиях.

Кроме того, использование игровых технологий позволяет существенно повысить интерес воспитанников к предмету, позволяет им лучше запомнить материал, а также «раскрепощает» сознание и мышление ребенка. Развивать наглядно - образное и элементы словесно-логического мышления дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития, так как это способствует повышению процесса усвоения ребенком знаний в этой области, формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать с помощью применение наиболее оптимальных приёмов развития.

Занятия на основе различных форм игровой деятельности могут применяться на всех этапах усвоения знаний: формирование, закрепление, повторение, обобщение, систематизация, оценка и контроль. Игры-занятия - наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. В этом и состоит их универсальность.

Ресурсы, необходимые для реализации проекта:

• Печатные (Настольные игры: кроссворды, лото, чайнворды, домино, рабочие тетради, раздаточный материал, наглядные пособия, методическая литература и т. д.)

• Электронные образовательные ресурсы (компьютерные игры и тесты, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)

• Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т. п.)

• Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

• Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

• Кадровые (инициативное содействие специалистов; своевременная помощь заведующей в обеспечение специализированным оборудованием рабочего кабинета (компьютерами, сенсорной комнатой, разнообразными видами игрушек; активное участие родителей и воспитанников в изготовлении дидактического материала и наглядных пособий) .

Этапы реализации проекта

Этапы работы Реализуемые Задачи Содержание работы Ожидаемый результат

1 этап

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1. Изучить научно-методическую литературу в рамках исследуемой темы;

2. Обновление предметно-пространственной среды (изготовление дидактических пособий) ;

3. Реклама занимательных игровых заданий среди родителей;

4. Разработка интегрированных занятий совместно со специалистами;

5. Состовление перспективного плана работы с учетом интегрированных занятий.

1) Наблюдения за особенностями игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

2) Выявление осведомленности педагогов по данной проблеме (анкетировании) ;

3) Организация работы специалистов с детьми с задержкой психического развития в условиях интегрированных занятий.

3) Создание специальных условий для взаимодействия «родитель-ребенок-педагог» в рамках кружковой работы «Семейная гостиная». 1. Анализ протокола наблюдения

2. Определить существующие актуальные

проблемы;

3. Научить педагогов

анализировать собственные результаты анкеты;

4. Активизировать совместную деятельность педагогов при составлении интегрированных занятий.

2 этап

ФОРМИРУЮЩИЙ 1. Разработка и активизация приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности воспитанников с учетом полученных результатов диагностики.

2. Определение игровых средств, обеспечивающих последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка.

3. Коррекция уровня развития наглядно-образного и элементов словесно логического мышления учащихся.

4. Совершенствовать умение педагогов обмениваться мнениями со своими коллегами;

5. Совершенствовать систему работы педагогов в ходе коррекционно-развивающего процесса через активизацию творческой деятельности. 2. Введение дополнительного семейного образования в рамках кружковой работы.

Темы:

- «Что такое занимательный математический материал? »

- «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей».

- «Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе».

- «Руководство играми занимательного характера».

3. Создание дискуссионного клуба специалистов ДОУ.

Виды работы:

а) анализ открытого занятия;

б) выступление дефектолога на педагогическом совете;

в) организация семинара;

г) деловая игра; Активизация творческого подхода в развитии ВПФ старших дошкольников с ЗПР

д) круглый стол

Интеллектуальная игра «Что я знаю».

4. Проведение открытых мероприятий: Игра «Практические ситуации - упражнения». 1. Прочного усвоение математического материала и развитие функций мышления с помощью применения игрового занимательного материала в учебной и досуговой деятельности, дошкольниками старшего возраста.

2. Создание методических разработок и дидактических материалов.

3. Совместное решение проблем в педагогическом коллективе.

4. Повысить эффективность педагогической работы;

5. Повышение образовательного уровня родителей.

3 этап

ОБОБЩАЮЩИЙ 1. Проанализировать воздействие развивающего математического материала на развитие наглядно-образного и элементов словесно-логического мышления дошкольников старшего возраста.

1) Диагностика воспитанников

2) .Публикация статей и педагогических разработок. Защита проекта «Использование игровых технологий для развития наглядно-образного, элементов словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Предполагаемый результат

Если внедрить в практику обучения предлагаемые варианты интегрированных занятий, то это существенно повысит уровень математического развития дошкольников и сделает процесс обучения более эффективным.

Использование на занятиях методов обучения: объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского облекая их в игровую форму с одной стороны, будет способствовать усвоению готовых знаний, и воспроизводить уже известные ребенку способы деятельности, а с другой поможет ребенку самостоятельно открывать новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности.

Комплексное использование занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности будет способствовать развитию наглядно-образного и элементов словесно – логического мышления.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Использование метода модификации (переделки) игр, а также использование одной и той же игры с помощью упрощения или усложнения и возможность применения её к детям разного уровня интеллектуального развития способствует:

- экономии материальных затрат;

- экономии времени (при работе со знакомым материалом актуализируются знания той или иной игровой ситуации) ;

— в развивающих играх можно использовать в качестве «материала» и картинки, и игрушки, и самих детей, не меняя содержания игры;

— такие игры можно проводить не только в процессе занятий, но и на прогулке, во время других режимных моментов;

— практически во всех играх развиваются несколько психических процессов: внимание, память, мышление, речь и др. ;

— игру можно использовать для диагностических целей

- Отличительной особенностью технологии является то, что ее можно использовать не только при коллективном, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

Конспект занятия по развитие элементарных математических представлений в подготовительной коррекционной группе.

Закрепление пройденного материала II полугодие. Продолжительность занятия 25 минут. Занятие может проводиться в любом помещении, данное занятие проводилось в актовом зале.

Тип - познавательная, творческая игра-путешествие.

Форма – состязание команд.

Педагогические возможности – игра развивает познавательные интересы дошкольников, воображение, творчество. Расширяет и углубляет их знания о числах и геометрических фигурах. Воспитывает чувство ответственности за коллективное дело, сплачивает коллектив.

Подготовительный этап: оформление кабинета (зала, подготовка необходимого реквизита. Формирование команд. Составление заданий. Подбор звукового оформления.

Краткие советы по проведению:

Важно хорошо подготовить команды, чтобы вопросы и задания не вызывали затруднений и игра проходила без заминок.

При формировании команды следует учесть интеллектуальные способности игроков.

Тема: Математическое соревнование.

Цель: Закрепить знания о переместительном свойстве сложения на материале предметно- практических действий самих детей.

Задачи:

Обучающее - коррекционные:

1) Закрепление знаний пространственных координат «лево-право», ориентировки по отношению к другому предмету;

2) Закреплять знания цифр от 1 до 8 их расположения в числовом ряду;

3) Закрепление знаний свойств геометрических фигур, развивать умения быстро выбирать нужную фигуру (круг, квадрат, трапеция, овал, прямоугольник, ромб) .

Развивающее – коррекционные:

1) Развитие пространственной ориентировки;

2) Развитие зрительного восприятия;

3) Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, группировки;

4) Развитие тактильного восприятия.

Воспитательные:

1) Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материал:

Демонстрационный – Макеты деревьев с листьями, на которых записаны примеры (по количеству детей) ; конверты с картами с обозначенной на них схемой (где находится место задания) ; геометрические фигуры (круги, квадраты, трапеции, овалы, прямоугольники, ромбы) ; коробка с карточками и наклеенными на них цифрами из наждачной бумаги.

Раздаточный – 2 набора карточек с цифрами от одного до 8;

Ход занятия.

I Орг. момент.

Игра «Чудесная коробочка».

Педагог встречает детей в коридоре и предлагает им совершить путешествие. Дети делятся (с помощью педагога) на 2 команды: «Почемучки» и «Любознайки» которые будут соревноваться в сообразительности и ловкости. Детям надеваются эмблемы с кругами синих и красных цветов на правую руку (это делается для облегчения детям дифференциации левой и правой руки) .

- Сегодня мы отправимся в путешествие. В страну всезнаек. Дорога в эту страну очень длинная за 1 день сразу и не доедешь, поэтому, сегодня мы начнём наш путь, а на следующих занятиях продолжим. Наше путешествие мы начнём на поезде. Наш поезд вас уже ждёт. Ваши билеты на поезд лежат в этой волшебной коробке.

У педагога лежит коробка в нутрии, которой карточки с цифрами из наждачной бумаги. На стульях лежат вагоны окна, которых разной формы (окошки вырезаны в виде цифр, от 1 –го до 8-мипо количеству детей) и сами вагоны разного цвета (синие и красные для определения команд). Дети по очереди угадывают цифру на ощупь и занимают свои места. Педагог предварительно информирует детей, что они будут ехать в разных вагонах (разделение команд по цветам, а также оказывает помощь детям, затрудняющимся в определении числа на ощупь.

II Основная часть

Игра «Веселая прогулка».

Чтобы детям было удобно совещаться и выполнять задания педагога, «стулья – вагоны» ставятся в два полукруга.

- Соревнование начинается, пока наш поезд везет нас в страну всезнаек, предлагаю вам отгадать загадки (которые загадываются каждой команде по очереди, команда, давшая правильный ответ получает карточку с улыбающейся рожицей. Та команда, у которой в конце занятия окажется большее количество поощрительных карточек выигрывает.

«Летела стая гусей;

Два спереди, один сзади,

Два сзади, один спереди.

Сколько всего гусей? »

(Три) .

При затруднении детей педагог организует игру, где дети выполняют практические действия тем самым, помогая себе в нахождении правильного ответа.

Вера и Глаша пекли пироги,

кто-то с капустой, кто-то с яйцом.

У Глаши не было пирога с яйцом.

Кто из мальчиков младше всех?

«Ты да я да мы с тобой

Сколько нас всего? » (двое) .

Какая фигура не имеет не конца, не начала?

(круг)

В комнате 4 угла в каждом углу по кошке,

а против еще по 3 кошки. Сколько всего кошек? (4)

Так незаметно мы приехали на незнакомую нам станцию.

Игра «Таинственный конверт».

- Наше путешествие продолжается, но куда же мы отправимся дальше! Может подсказка в этих конвертах? Посмотрите дети, что там?

- Каждой команде выдаётся конверт с картой, где указано место следующего задания.

При затруднении педагог помогает выполнению этого задания, ориентируя детей на опознавательные эмблемы одетые на правую руку.

-Тот, кто пойдет слева от квадрата, должен сделать 10 шагов вперед, затем повернуть направо между овалами и пройти еще 3 шага, повернуться на лево и увидит то место где спрятано следующее задание.

-Тот, кто пойдет справа от квадрата, должен сделать 10 шагов вперед, затем повернуть налево пройти между овалами 3 шага, повернуться на право и увидит то место где спрятано следующее задание.

Игра «Волшебное дерево».

Дети с помощью карт находят деревья на листьях, которых написаны примеры. Каждый ребенок срывает по листку, читает пример и называет ответ, при затруднении ему помогают дети из его команды.

Примеры: 2+2=? ; 5+3=? ; 4+4=? ; 6+2=? ; 2+5=? 3+3=? ; 2+3=? ; 1+5=? ; и т д. (сумма примеров не превышает числа 8) .

Игра «Найди своё место».

- Для продолжения нашего путешествия нам нужно рассчитаться по порядку.

У каждого ребенка карточка с цифрой. Дети свободно бегают по группе под звучащую мелодию. На сигнал «стройся» дети выстраиваются в колонну, ориентируясь на цифры соседа.

Игра «Дорога домой».

- Пора возвращаться домой.

Мы пойдем пешком по дорожкам, которые вы видите на полу (на полу разложены геометрические фигуры круги, квадраты, трапеции, овалы, прямоугольники, ромбы, но наступать нужно только на те фигуры, у которых есть углы.

Педагог уточняет у детей, что это за фигуры?

Дети выстраиваются в ширинку друг за другом и выходят из зала под чтение стихотворения педагогом.

Паровоз.

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу- чу - чу-чу! (произносят хором)

Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повёз.

Вот мы и вернулись!

IV Итог:

- Педагог интересуется у детей, понравилось ли им путешествие и благодарит за активность. Подводятся итоги (подсчет карточек). Проводится самоанализ детей, команды оценивают друг друга и награждают команду победительницу аплодисментами. При оценке детей педагог помогает в формулировке оценочных предложений.

Использованная литература

1. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. М. 1986. (Психологические особенности шестилетних детей: 13-19.

2. Богомолова Н. Н. "Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методоло-

гические проблемы социальной психологии", Москва – МГУ, 1977 г. (стр. 180 – 205) .

3. Бондаренко А. К. Матусик А. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. Просвещение, 1983.

4. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) 1969. (Сенсорное воспитание: 292-340.)

5. Истомина 3. М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие М. 1978.

(Пути формирования приемов логического запоминания у дошкольников:

6. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». – М. Новая школа, 1998. – 144с.

Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/ Д. Феникс, 2007.

7. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 6-7 лет. Сценарий

Учебно-практических занятий по развитию математических представлений. –М. Издательство ГНОМ и Д, 2001. -128с. – (Опыт работы практического педагога) .

8. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М. Педагогика, 1985.

9. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. -М. 1981. (развитие мышления в дошкольном возрасте: 85-88.) особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.

10. Праздников Г. А. "Игра и эстетическая деятельность личности / Эстетическая культура советского человека", Ленинград, 1976 г.

11. Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольников. Киев, 1985. (Формирование у дошкольников сенсорных и мыслительных действий: 21-3 чтение дошкольников решению познавательных задач: 38-73.)

12. Рубинштейн С. Л. "Основа общей психологии", Т. 2. Москва, изд-во "Педагогика", 1989 г.

13. Смирнова Е. О. Лагутина А. Е. Осознание своего опыта работы с детьми в семье и в детском доме // Вопр. психол. 1991. N 6.

14. Шильгави В. П. Начнем с игры: Для руководителей дет. коллективов театр. Самодеятельности. –М. Просвещение, 1980.-79с. ил.

Интернет ресурсы

http://www.education.rekom.ru

http://www.danilova.ru

http://psy.1september.ru