Datalife Engine Demo

Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. Детский сад 50. Конспект занятия

автор:Кузнецова О.В. | 16-05-2012, 22:54 | Просмотров: 10

Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи моей работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Кроме того, реализация базисной программы развития ребенка – дошкольника “Истоки” в ДОУ предусматривает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной декоративной деятельностью, основами дизайн-культуры.

Занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности, стараюсь сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя различные материалы и техники изображения, элементы дизайн-культуры; стремление создавать красивые, гармоничные работы.

В практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: “изобразительная деятельность” (с рукоделиями), “творческое конструирование” и собственно деятельности “детского дизайна”. Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – это еще не детский дизайн. Так, детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздниками развлечениям (к примеру, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности). Вместе с тем, профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном, т.е. изобразительной деятельностью и конструированием. Это:
  • оригинальность и неповторимость творческого продукта;
  • знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
  • совместно раздельный характер исполнения замысла;
  • предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
  • использование аналогичных материалов и техник;
  • общий подход в оценке художественности профессионального и “детского” искусства;
  • самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).

Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если “дизайн для детей” является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то “детский дизайн” связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.

Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.

Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым. По одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня). Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

Дети могут участвовать в создании многоплановых архитектурно-художественных композиций (“Волшебный городок”, “Дворец снежной королевы”, “Страна чудес”, “Три медведя”, “Русский дом” и др.), рассчитанных на длительный срок, любят постоянно что-то изменять в обстановке, достраивать и дорисовывать.

Старший дошкольник в состоянии “увидеть” и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой “проектный замысел”, предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

Чтобы привить любовь дошкольников к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, широко использую в своей работе нетрадиционные техники изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Затем постепенно ввожу элементы дизайна, которые работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи.

Введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

В раздел по ознакомлению и экспериментированию с различными художественными материалами входят:
  1. Работа с бумагой и картоном: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.
  2. Работа с природными материалами: аппликация из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.
  3. Работа с бросовым материалом: аппликация из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).
  4. Работа с тканью и другими волокнистыми материалами: аппликация из ткани: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

Также, использую в практике работы с детьми элементы архитектурно-художественно дизайна. Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту. Данная задача решается через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества, как старинного (избы, терема, дворцы), так и современного.

Занимаясь архитектурно-художественным дизайном, дети работают в трех пространствах: кукольное, детское, взрослое. Поэтапно планирую работу детского дизайна в интерьере. Дети благоустраивают свое ближайшее кукольно-игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними детский интерьер (ширмы-перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя и “гулливерами” и “хозяевами” своих пространств. Дети рисуют, вырезают, плетут, лепят и расписывают несложные элементы обстановки для напольных кукольно-игровых пространств (обои, занавески, скатерти, дорожки, коврики и т.д.), а также – несложные декорации к спектаклям и развлечениям.

Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: “Театр мод”, “Праздник шляп”, “О карнавал, карнавал!”, “Бал в сказочном королевстве”. Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

В подготовке к театральному фестивалю дети участвуют в создании театральных афиш, театральной тумбы, пригласительных билетов.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

Дети умело подбирают и создают декоративные украшения к праздничной одежде для себя и для близких (галстуки, брошки, значки и др.).

Старшие дошкольники в состоянии планировать свою деятельность, предвосхищая художественный результат и поэтапно планируют свой “проектный замысел”. Например: свои представления о праздничном убранстве помещения реализуют сначала в рисунках, потом в макетах, а затем на практике.

Обучение технике нетрадиционного рисования и освоения дизайн-культуры осуществляется поэтапно:
  • демонстрация педагогом новой техники рисования (с новым материалом), мотивация ребенка на освоение нового способа;
  • самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым материалом, новым способом;
  • апробирование способов рисования ребенком в самостоятельной деятельности;
  • использование нового способа (материала) при создании художественного образа в самостоятельной или совестной со сверстниками деятельности.

Для успешной работы с детьми организую: эстетически грамотную среду; художественно-декоративную деятельность детей.

Содержание работы планирую в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной деятельности к пространственно-декоративной, от оформления кукольно-игрового пространства к детскому и взрослому интерьеру, а также – наблюдение природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими.

Воспитание средствами искусства должно осуществляться в тесном единстве со всеми сторонами художественного воздействия на ребенка – через художественную литературу, живопись, театрализованную деятельность. Только комплексное воздействие искусств может оказать существенное влияние на гармоническое формирование личности ребенка. Знакомство детей с искусством следует рассматривать не как формальное обучение с целью получения определенной суммы знаний и выработки определенных умений и навыков, а как интересный увлекательный процесс доверительного общения с детьми, “погружения” их в мир творчества, создания новых художественных образов и сюжетов, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

На занятиях использую синтез разных видов искусств: рассматривание картин, предметов декоративного творчества и дизайн-деятельности, поэзию и музыку. Показываю детям оригинальные образцы, слайды и репродукции, вместе с детьми собираю и систематизирую материалы для аранжировок.

Дети учатся подбирать растения и минералы, отходы галантереи и бижутерии (пряжки, пуговицы, бусы, кольца, флаконы и др. упаковочная тара). Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый) развивает сенсорные способности, интеллект ребенка. Советую, помогаю, направляю деятельность детей, мастерю вместе с ними.

Образовательный процесс построен таким образом, что дети самостоятельно могут выбирать разные художественные материалы и инструменты. Я только рекомендую как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, дети могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции.

Во время продуктивной деятельности дети могут свободно общаться со мной и друг с другом по поводу работы.

Опыт работы по развитию творческих способностей детей при формировании дизайн-культуры помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. Разнообразие материала (подручного или бросового) рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в играх. А так же позволяют ребенку почувствовать уверенность в себе, в своих силах, что способствует повышению самооценки.

В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность.

Творческая активность проявилась также в способности детей планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства его воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение “Я”: “ Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…”. Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

Кроме того, занятия дизайном способствовали формированию у детей устойчивости замысла, оказали помощь в умении планировать свой результат. У дошкольников пробудились чувства творческого удовлетворения (“я” – декоратор, “я” – модельер). В сотворчестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения.

Особенности деятельности детей занимающихся дизайном, определили новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной совместно-поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления, общительности. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Наблюдая за окружающей предметной средой, старшие дошкольники научились умело подбирать обстановку кукольных комнат в соответствии с назначением помещений (гостиная, кухня-столовая, спальня). Так, играя в сюжетно-ролевые игры, они проявили себя активными участниками инсценировок, придумывали гардероб для кукол, персонажей спектакля, костюмы для развлечения (платья, шляпки, туфли, украшения).

Из опыта работы:

Примерное планирование занятий по ознакомлению детей

с техникой дизайна в подготовительной группе

Блок “Мир открыток” (рис. 1, 2)

Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Раньше люди хранили открытки в течение всей своей жизни, ими украшали интерьер, помещая на стенах рядом с рисунками, вышивками, портретами. Ими обклеивали шкатулки и даже вазы. Старые открытки поражают удивительной техникой исполнения: их делали в технике литографии, шелкографии; рисовали и раскрашивали от руки на специальной бумаге с затейливыми кружевными краями, вытачивали на фанере, выклеивали из перьев, волос, сухих цветов.

Над созданием открытки работали лучшие художники. Старые открытки могут рассказать о своем времени больше, чем хроники и мемуары.

Занятие 1. “Осенняя почта”. (Открытки с орнаментом из листьев).

Задачи: Познакомить детей с открыткой – как самостоятельным видом искусства, с историей его развития. Научить детей делать открытку, используя способ оттиска листа.

Материал: Листья разных растений красивой формы, белая и цветная бумага, ножницы, клей, восковые карандаши.

Содержание: Рассказ воспитателя об истории открыток с показом коллекции открыток. Открыток выполненных с использованием осенних листьев (открытка с листьями в рамке, открытка с обведенным листом, открытка с цветком из листьев). Показ способа натирания листа восковым карандашиком.

Занятие 2. “Открытка игрушка”. (Яблоко и гриб).

Задачи: Научить детей делать мини – открытку, которая одновременно может служить и поздравлением и игрушкой. Воспитывать умение планировать результат, получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Белая бумага, ножницы, краски или цветные карандаши.

Содержание: Нарисовать на листе, предварительно сложив его вдвое, яблоко или гриб так, чтобы середина открытки приходилась на сгиб листа. “Спрямить” сторону у листа на яблоке и шляпку и ножку у гриба, чтобы открытка закрывалась и открывалась. Наметить и вырезать окошко и всю открытку. Раскрасить яблоко или гриб способом “тоновой” растяжки. Внутри, где было намечено окно, нарисовать жучка или червячка.

Занятие 3. “Открытка-раскладушка”.

Задачи: Научить детей делать раскладную открытку, используя элементы бумагопластики. Воспитывать эстетическое отношение к дизайну открытки.

Материал: Белая бумага, цветная плотная и тонкая бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы

Содержание: Рассмотреть с детьми несколько вариантов объемных открыток. Предложить поварьировать с полосками бумаги – изгибать, закручивать, складывать гармошкой. Нарисовать любого персонажа – лягушку, кошку, зайца и т. п. в центре открытки. В нарисованной, плоскостной открытке вклеить объемный элемент. Это могут быть – юбочка, волосы, зонтик, волна.

Занятие 4. Открытка “Заячий хоровод”.

Задачи: Научить детей делать объемную открытку, используя элемент бумагопластики – “гармошку”. Воспитывать умение планировать результат, получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Белая бумага, цветная плотная бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы.

Содержание: Показать детям выполнение хоровода из полосы бумаги сложенной гармошкой из 4-х частей. На верхней стороне гармошки нарисовать фигуру зайца или любого другого персонажа по желанию детей. Вырезать фигурки, не разворачивая гармошку. Края передних и задних лапок не вырезать: в этих местах фигурки соединяются образуя цепочку. Раскрасить зайцев фломастерами и карандашами, придумать каждому свою одежду. Вклеить хоровод в прямоугольник сложенный пополам.

Занятие 5. “Новогодняя открытка-сюрприз”.

Задачи: Научить детей делать объемную открытку – сюрприз с горизонтальной вклейкой. Предоставить возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Материал: Белая плотная бумага, фломастеры, цветные карандаши, краски, ножницы, клей.

Содержание: Рассмотреть новогодние открытки, открытки сделанные по принципу горизонтальной вклейки. Придумать новогодний сюжет и сюрприз для своей открытки (елочка, снеговик, дед Мороз и т.п.). Сложить лист бумаги пополам. В верхней части, внутри нарисовать свой сюжет и на отдельном листе отдельного персонажа. Вырезать персонаж и вклеить за отогнутый клапан.

Блок “Новогодние хлопоты” (рис. 3)

Занятие 1. “Карнавальные маски”. (Изготовление маски, расписывание маски и украшение элементами декора.)

Задачи: Познакомить детей с традициями новогоднего карнавала. Заинтересовать изготовлением карнавальных масок, их росписью и украшением. Воспитывать самостоятельность в выборе материалов, способов работы и украшений. Получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Бумага белая, плотная, цветная бумага, гуашь, ножницы, клей, разные материалы для декора (конфетти, бисер, бусины, перья, фантики, кольца ).

Содержание: Рассматривание различных карнавальных масок. Показ и объяснение способов изготовления масок. Изготовление масок детьми. Украшение элементами декора.

Занятие 2. “Карнавальный костюм”.

Задачи: Познакомить детей с профессией художника модельера.

Предложить детям стать художниками модельерами – придумать карнавальный костюм. Передавать образ героя, изображая характерные особенности его костюма. Развивать фантазию, творческую активность. Декоративное решение в цвете и силуэте. Передача праздничности в костюме.

Материал: Листы бумаги с силуэтами мальчиков и девочек. Гуашь, акварельные краски, кисти и др. изобразительные материалы. Материалы для декора. Альбомы мод с карнавальными костюмами.

Содержание: Рассказ педагога о профессии художников модельеров. Рассматривание альбомов мод. Придумывание карнавальных костюмов и выполнение их на манекене. Парад моделей. Рассказ детей о своих костюмах.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста

Программа преемственности между ДОУ и прогимназией (опыт работы)

Дошкольное учреждение и родители: пути сотрудничества

Консультация для воспитателей и медсестер "Уровни и критерии адаптации пребывания детей в санатории"

Взаимодействие педагогов в условиях дошкольного учреждения с приоритетными направлениями развития воспитанников

Формирование эмоциональной сферы дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми

|ознакомление |ознакомление с окружающим |техника |техникой |дизайна |дизайн фото |Как |одно |условий |условия контракта |развития |развитие ребенка |творчества |народное творчество |дошкольников |развитие дошкольников |детский |детский сад |Страничка психолога |Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников Детский сад