Тестирование детей. Диагностика физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста в Алчевской духовной лечебнице

Декабрь 22nd 2013 -

Составитель: Реабилитолог лечебницы,Косенко А. И.

Пояснительная записка.

Умение контролировать развитие ребенка – необходимое профессиональное качество реабилитолога.

Тестирование позволяет выявить реальный уровень развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки физического и нервно-психического развития. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия.

Данные методические рекомендации призваны вооружить реабилитолога экспресс-методами, позволяющими контролировать как развитие детей, так и, в определенной мере, результаты своего труда.

Предлагаемые здесь диагностические упражнения и задания, с одной стороны, позволяют получить статистически достоверные, надежные результаты, а с другой стороны, доступны, не требуют дополнительной специальной подготовки.

При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств (Н. Ноткина):

В 3-4 года – быстрота, выносливость, мышечная сила;

В 4-5 лет – быстрота, выносливость, гибкость;

В 5-6 лет – скростно-силовые качества и выносливость;

В 7 лет – ловкость и выносливость.

Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь.

Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей.

Н.А.Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович (Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. –СПб, 1998.) предлагают следующие задания для оценки уровня физического развития.

Задание для детей 4 лет

1-е задание – на оценку функции равновесия.

Исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища. Необходимо сохранить данную позицию в течение 15 секунд с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.

2-е задание – на оценку координации («Пальчик с носиком здороваются»)

После предварительного показа ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности и для другой реки. Если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме развития.

3-е задание – на оценку тонкой моторики рук («Уложи монетки в коробку»).

На стол ставится картонная коробка размером 10×10 см. перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (диаметром 2 см). По сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15 секунд, для второй руки 20 секунд.

4-е задание – на оценку моторики пальцев рук («Нарисуй пальчиками кружочки»).

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположных направлениях. Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

5-е задание – на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»).

Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться) сначала правую руку, затем левую руку, затем обе руки. При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта и др.), которые указывают на низкий уровень коррекции произвольных действий.

Задание для детей 5 лет

1-е задание – на оценку функции равновесия.

Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 10 секунд.

2-е задание – на оценку тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»).

Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5×5 см. Рука вытянута вперед, помощь другой реки отсутствует. Для ведущей руки норма 15 секунд, для второй – 20 секунд

3-е задание – на оценку пространственных двигательных автоматизмов и функции равновесия.

Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене). Сохраняя прямолинейность движения. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть более 50 см.

4-е задание – на оценку моторики рук («Смотай клубок»).

Ребенку предлагается намотать нитку (2 м) на катушку. Для ведущей руки норма 15 сек, для второй – 20 сек.

5-е задание – на оценку тонкой моторики пальцев рук.

На столе лежат 2 спичечные коробки и по 10 спичку около них. По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя руками спички в две коробки. Время выполнения задания ограничивается (20 секунд).

Задания для детей 6 лет

1-е задание – на оценку статического равновесия.

В течение 10 секунд ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90 0. После 30 секунд отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.

2-е задание – на оценку точности и координации движений.

Ребенок должен поразить мячом цель размером 25×25 см с расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см).

3-е задание – на оценку тонкой моторики рук.

Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки. Нормой для ведущей руки считается 35 сек, для второй – 45 сек.

Задание для детей 7 лет

1-е задание – на оценку статического равновесия.

Ребенку предлагается сохранить равновесие в течение 10 век, сидя на корточках на носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками.

2-е задание – на оценку общего уровня психомоторного развития.

Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.

3-е задание – на оценку общего уровня психомоторного развития.

Ребенку предлагается пробежать 5 м до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить его пополам; затем вернуться назад, в исходное положение. Время выполнения 15 сек.

Анализ выполнения тестовых заданий позволяет собрать достаточно точную информацию о состоянии и уровне зрелости психомоторики и уровне физического развития.

Г.П.Лескова и Н.А.Ноткина предлагает в статье «Оценка физической подготовленности дошкольников один из возможных, неоднократно проверенных на практике вариантов оценки развития основных движений у дошкольников. Суть его в следующем: уровень двигательных качеств оценивается в цифровых показателях, а степень сформированности двигательных навыков – в баллах (приблизительно).

Три балла характеризуют высокий уровень навыка: правильно выполняются все основные элементы движения. Два балла (средний уровень) получают дети, справляющиеся с большинством элементов техники, допуская некоторые ошибки. Один балл (низкий уровень) имеет место при наличии значительных ошибок.