Развитие коммуникативных способностей дошкольников

Актуальность проблемы:

    Важной составляющей социализации ребёнка становится речевое развитие наряду с социально-эмоциональным, этнокультурным, экологическим, художественно-творческим развитием. Целью и одновременно результатом воспитательной работы становится формирование у дошкольников начальной речевой компетентности как условия естественного, бесстрессового перехода детей на ступень начального общего образования. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме. Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих, на которых она основывается и без которых не может существовать: - мотивационную («я хочу общаться»); - когнитивную («я знаю, как общаться»); - поведенческую («я умею общаться»). Первая составляющая, «область желания», включает потребность включения в ситуацию общения. Ситуацией общения принято называть отправной момент высказывания и условия, в которых развертывается общение. Задача высказывания как раз и состоит в том, чтобы передать смысл (содержание) ситуации. Общение со сверстниками побуждается особыми, специфическими коммуникативными потребностями. Диалогическая компетенция предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми: взрослыми и детьми. Монологическая компетенция предусматривает сформированность комплекса речевых умений: словарного богатства родного языка; элементарного филологического анализа речи; грамматического строя речи.

Цель освоения программы повышения квалификации «Развитие коммуникативных способностей дошкольников»: развитие профессиональной осведомленности педагогов о некоторых психологических аспектах коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста и выработка системы организации деятельности детей старшего дошкольного возраста для успешного развития их коммуникативных способностей

Задачи программы:

  1. знакомство с возможностями регулирования совместной работы между педагогами и родителями в достижении цели развития коммуникативных способностей дошкольников;
  2. выявление низкого уровня общей культуры у детей старшего дошкольного возраста под влиянием окружающей их социальной среды.
  3. принятие современных педагогических стратегий обучения детей;
  4. углубление знаний в области современной педагогической психологии и педагогики;
  5. совершенствование умений и навыков педагогической и психологической диагностики;
  6. знакомство с инновационными разработками отечественных и зарубежных специалистов в области развития коммуникативных способностей детей;
  7. совершенствование умений и навыков работы с современными развивающими методиками и др.
  8. изучение системы работы по стимулированию учебной мотивации, развитию познавательных способностей, по сохранению здоровья учащихся, по развитию профессионального образования педагогов.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения программы:

  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
  • способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

Категория слушателей, на обучение которых рассчитана программа.

Программа ориентирована на воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений.

Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений, знаний.

Полученные после окончания курсов компетенции, умения, знания могут быть использованы слушателем в работе в сфере дошкольного образования.

Требования к результатам освоения программы

Слушатель, освоивший программу, должен овладеть новыми знаниями и умениями, повысить уровень профессиональной и методической компетенции педагога. а именно,

знать:

- индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми;

- составляющие коммуникативной способности;

уметь:

- создать условия для реализации функциональной потребности ребенка – общения;

- помогать детям постигать смысл взаимоотношений между людьми, усваивать нормы и ценности, правила взаимодействия;

- способствовать социальному развитию дошкольников через подражание.

- развивать объем и качество словарного запаса;

- способствовать развитию навыков языкового анализа и синтеза;

-развивать различные виды самостоятельной устной речи (диалогической и монологической).

владеть:

- способами формирования у старшего дошкольника начало самооценки;

- приемами развития коммуникативной сферы и эмоционально-комфортной среды

- инструментами стимулирования развития речевой активности детей.

Форма обучения: 100% дистанционная (без отрыва от работы), обучение проходит в он-лайн-режиме на образовательном портале http://до.ин-техно.рф

Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео-, аудиозаписи.

Период обучения: 2 месяца (120 часов)

Форма итоговой аттестации по программе: зачетное тестирование.

Документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца (высылается Почтой России).