Опыт работы по сенсорному развитию слабослышащих дошкольников

У ребёнка, имеющего нарушение слуха, процесс развития ощущений и восприятия протекает по тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающегося ребёнка. Вместе с тем, у детей с полной или частичной потерей слуха имеются определённые особенности в развитии сенсорно – перцептивной сферы.

Нарушение слухового анализатора отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов.

У слабослышащих детей:

• снижена полнота зрительного восприятия;

• затруднено развитие кинестетической чувствительности, так как нет слухового контроля;

• происходит отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата;

• более медленный темп деятельности, так как снижена скорость двигательных реакций;

• возникают трудности статического и динамического равновесия;

• позже формируется произвольная регуляция движений;

• замедлены процессы анализирования и синтезирования предметов.

Согласно исследованиям учёных становление сенсорно – перцептивной сферы у детей с пониженным слухом происходит значительно позднее по сравнению со слышащими сверстниками, что может отразиться на успешности их обучения в школе. Поэтому необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа в данном направлении.

В 2012 – 2013 учебном году такая работа была организована в МБДОУ № 46 в группе для детей с нарушением слуха 1 года обучения в рамках кружка «Играем вместе».

Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием - малыш мыслит, устанавливая связи между предметами и действуя ими. Ведущий вид деятельности дошкольников – игра; сама организация игровой деятельности обеспечивает непроизвольное развитие мыслительных операций. Особенно эффективной для развития мышления является дидактическая игра, она является одновременно и средством, и способом усвоения знаний слабослышащими детьми дошкольного возраста.

Программа кружка, организованного педагогом-психологом М. В. Ивановской, представлена играми, способствующими активизации и совершенствованию ориентировочной деятельности, развитию восприятия ознакомлению ребенка с окружающей действительностью.

Цель работы: стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений.

Задачи:

1. Развитие мелкой моторики, способности сосредотачиваться. Развитие способности получать разнообразные сенсорные впечатления.

2. Развитие предметных и предметно-игровых действий, формирование способов усвоения общественного опыта.

3. Развитие координации движений, тактильного и зрительного восприятия.

4. Вызвать у ребенка интерес к свойствам предметов и овладению способами выявления этих свойств. Совершенствование умения действовать с предметами, ориентируясь на их свойства.

Ожидаемые результаты: динамика сенсорного развития слабослышащих дошкольников.

Структура занятий:

1. Каждое занятие начинается с приветствия, потирания и поглаживания ладошек.

2. Дидактическая игра.

3. Хождение по сенсорным дорожкам.

Занятия проводились в первой половине дня 1 раз в неделю в кабинете психолога.

В течение учебного года было организовано 24 встречи, каждая из которых начиналась с ритуала приветствия: поглаживания ладошек, сопровождающее проговариванием рифмованных строчек. Это создавало положительный эмоциональный настрой и развивало тактильные ощущения. Яркое оборудование повышало эмоциональный тонус каждого малыша. Заканчивалось каждое занятие хождением по напольным сенсорным дорожкам, которое не только обогащало тактильную чувствительность каждого ребенка, но и оказывало оздоровительный эффект. Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо было уделять профилактике деформаций стопы слабослышащих дошкольников.

Основная часть занятий представлена дидактическими играми, способствующими активизации и совершенствованию практических действий слабослышащих дошкольников.

Дидактические игры, используемые на занятиях кружка, разделены на 4 блока:

• пальчиковые игры для малышей;

• игры, направленные на формирование предметно-игровых действий;

• игры для развития тактильного и зрительного восприятия;

• игры для развития сенсорного восприятия.

Первые шесть занятий посвящены пальчиковым играм. Благодаря таким играм дети получали разнообразные сенсорные впечатления, у них развивалась внимательность и способность сосредотачиваться. Одни пальчиковые игры готовили малышей к счёту, в других каждый ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогало лучше осознать пространственные представления: выше, ниже, сверху, снизу.

Персонажи и образы проведенных пальчиковых игр - паучок и поросята, солнышко и дождик - нравились малышам, дети с удовольствием рассматривали картинки, изображающие этих персонажей, и повторяли за взрослым движения.

Дидактические игры следующих шести занятий были посвящены развитию предметных и предметно-игровых действий. Практические действия малышей во время проведения этих игр осуществлялись по показу и подражанию. Во время занятий наблюдались возрастающие возможности младших дошкольников в мышлении, восприятии мира, координации движения и зрения, а также в накоплении опыта ручных действий. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта давали чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу наглядно-действенного мышления. Действия с предметами способствовали развитию умения вычленять их функциональные признаки.

С 12 по 18 занятия использовались дидактические игры, направленные на развитие тактильного и зрительного восприятия. Обогащение сенсорного опыта на этих занятиях осуществлялось через развитие кинестетического и зрительного анализатора. Эти занятия вели к обогащению тактильных ощущений с помощью предметов разных текстур и свойств. Дети с депривацией слуха совершали различные манипуляции с прищепками, палочками, лентами, зернышками, крупами, что помогало им расширять восприятие, оптимизировать соотношение зрительных и тактильных ощущений. Все это создавало возможность для формирования образов предметов с характерными для них свойствами. Таким образом, игровой материал становился предметом мыслительной деятельности детей.

На последних шести занятиях у дошкольников с нарушением слуха расширялись представления о свойствах вещей, и эти представления закреплялись за конкретными предметами. У детей со слуховой депривацией отмечаются определённые особенности осязательного распознавания предметов: ориентация не на форму предмета, а на его материал, недостаточное внимание к контуру предмета, отнесение предмета к другому кругу объектов. В связи с этим со свойствами предметов ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. Дидактические игры с 19 по 24 занятие совершенствовали умения малышей действовать с предметами, ориентируясь на их свойства. После освоения практических действий у детей формировались эталоны — образцы, с которыми они сопоставляли окружающие предметы. Дети знакомились с кругом и квадратом, учились соотносить предметы одного цвета, различать большие и маленькие детали. Предлагаемые дидактические игры, способствовали формированию эталонов и умственных действий по восприятию цвета, формы, величины.

Результатами кружковой работы является положительная динамика в сенсорном развитии слабослышащих детей младшего дошкольного возраста, которая проявляется в возникновении интереса детей к свойствам предметов.

Игровые занятия содействовали обогащению сенсорного опыта слабослышащих малышей в процессе пальчиковых упражнений и различных по сложности действий с предметами. Положительные отзывы родителей и педагогов группы свидетельствуют об эффективности проделанной работы.

Наблюдая за игрой, педагоги отмечают возникновение самостоятельности выбора способа действия и пути решения игровой задачи у малышей. Практические действия детей, как считают воспитатели, становятся целенаправленными, сокращается число практических проб. Каждый ребенок все чаще и чаще может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали для пирамидки или матрешки.