Проект "Учимся общаться"

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация», мы отметили, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.

В связи с этим творческая группа разработала проект«Учимся общаться».

Целью проекта является: создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» для развития у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

  • определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать систему образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков;
  • отобрать инновационные методы и приемы, направленные на улучшение качества образовательной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков;
  • повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • способствовать созданию речевой предметно-развивающей среды в домашних условиях и детском саду;
  • разработать методические рекомендации для педагогов и родителей для совершенствования образовательной работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Новизной проекта является совершенствование традиционных приемов и методов и поиск инновационных, более эффективных методов и приемов образовательной работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, реализуемых в ДОУ и семье.

Объектом проекта является процесс развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проекта. развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи средствами инновационных технологий.

Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед.

Содержание проекта

Направления деятельности и ее этапы. Задачи