Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Сегодня мы поговорим про развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Стимулирование развития логического мышления – это одна из основных задач родителей и педагогов в работе с малышами в дошкольном возрасте.

Это поможет дошкольнику  в будущем справляться с повседневными школьными задачами, будет способствовать развитию его творческого потенциала. Также это является одним из условий правильной подготовки ребенка к взрослой жизни.

Обнаружение зависимости между фактами, умение сопоставлять их, делать из них выводы и критический подход к реальности – это качества, характеризующие сознательного взрослого человека. Но, это требует усилий с самого раннего детства.

Содержание статьи

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Задача взрослых – поддержать своих сыночков и дочек в этом процессе. Хотя вы можете подумать, что навыки, описанные выше, мы приобретаем случайно, автоматически, исследования психологов  показывают, что у родителей и воспитателей есть на это реальное влияние.

Способы, которые предлагают методические пособия, многочисленны. К наиболее фундаментальным следует отнести стимулирование к наблюдательности.

Это необходимо для того, чтобы научить малыша выдвигать гипотезы, а затем делать выводы.

Среди этих способов также:

  • предоставление простых советов, которые помогут решить проблему;
  • подача определений и примеров, благодаря которым чадо сможет анализировать похожие друг на друга явления;
  • указание разницы между фактами и интерпретациями, а также отображение зависимости между одним и другим явлением или предметом.

Взаимодействие с дошкольником должно основываться на объяснении ему явлений. Кроха, который понимает окружающий его мир и его устройство, стремятся адаптироваться к его стандартам.

Также важно поощрять малыша, когда он задает дополнительные вопросы – они свидетельствуют о желании лучшего освоения информации, а это верный путь к развитию.

Одним из самых эффективных методов обучения является также поощрение ребенка к передаче полученных навыков другим. Это повод для воспроизведения мыслительного процесса, а это, в свою очередь, служит упорядочиванию информации и запоминанию.

Помните, что ваше чадо может своими словами объяснить то, что узнал. Это хороший признак, свидетельствующий о понимании явления и его интерпретации.

Для развития логического мышления у дошкольников можно использовать подготовленные специалистами учебные пособия: компьютерные и традиционные, например, сборники головоломок и загадок, созданных для этой цели.

Компьютерные пособия, хотя и являются более привлекательными для многих современных родителей, все-таки имеют ряд недостатков, которые заставляют делать выбор в пользу традиционных.

Много приходится слышать о негативном влиянии компьютерных игр на развитие детей. в частности, на строительство социальных отношений, а кроме того – оригинальный ответ может не войти в стандартный, предусмотренный в игре ключ ответа, что может отпугнуть вашего несмышленыша и затормозить развитие творческого мышления.

Влияние игр на развитие логического мышления у дошкольников

Каждый карапуз с удовольствием участвует в играх, которые поддерживают его развитие физическое и духовное, а также развивают умственные способности.

Игровое занятие – это самый лучший способ познания и понимания окружающего мира, и, следовательно, является неотъемлемой частью процесса социализации. Вот почему вы не можете отказаться от игр в процессе интеллектуального, эмоционального и социального развитии каждого дошкольника.

Во время игровых занятий дети разрабатывают стратегии действия, которые ведут их к решению проблем, одновременно развивая аналитическое мышление.

Каждая игра дает много возможностей для размышлений, рефлексии, маленьких „изобретений”. Понимание мыслительных процессов, связанных с действиями, становится огромным интеллектуальным достижением малыша.

В процессе самостоятельных попыток, маленький человек учится гораздо больше, чем через пассивное прослушивание.

Развлечения и развитие логики

Феномен развлечений тесно связан с сущностью человека, его свободой, возможностями и границами, его потребностями и его существованием.

Поэтому игровое занятие – это процесс, интересный не только для детей!

Также в поведении взрослых присутствуют элементы развлечений, которые,  отличаются у них яснее от повседневных обязанностей, опыта и задач.

Потребность в удовольствии как у детей, так и у взрослых имеет различные формы ее удовлетворения.

Игра – это форма деятельности, которая не имеет конкретного назначения. Часто она имеет хоть какой-то смысл, но основное ее назначение состоит в получении удовольствия.

Именно поэтому, игровые занятия – это особый способ активного познания окружающего нас мира, и понимания реальности. В играх присутствует элемент символического отражения реальности.

Игры обеспечивают процессы обучения в плане познавательном, эмоциональном и социальном. Во время игры дети сталкиваются с выдуманными испытаниями, которые хотя и отличаются от реальной ситуации в жизни. но содержат определенные ее аспекты.

Последствия действий в играх не настоящие, поэтому игры можно считая своего рода «пробной» реальностью. То есть тренировочной площадкой для приобретения настоящего опыта.

В то время как взрослые мысленно могут прогнозировать, просчитывать последствия своих действий, дети задумываются над зависимостью жизни и результатами своего поведения, именно в игре.

Игра является для дошкольников способом укрепления их навыков, а также подвергает испытанию их ловкость. Это создает возможность для контактов с другими людьми и дает чувство удовлетворенности, даже, если в игре участвует только один человек.

Гнев, недовольство и разочарование, неуверенность и страх могут быть обработаны и компенсированы в игре. Но и положительные чувства, такие как радость. симпатия, гордость, удовлетворенность, и ощущение смысла здесь растут и укрепляются.

Игровое занятие стимулирует любопытство. пробуждает жажду знаний, благодаря им осваиваются новые навыки и тренируются функции тела. Игры, благодаря своему разнообразию является движущей силой для развития детишек в области своих умственных, телесных, социальных, эмоциональных навыков.

Взаимосвязь игры и развития логики

Игры – это не только первоначальная форма обучения. Для ребят игровое занятие – это сочетание действия и мышления. Известно, что физическое движение повышает активность мозга. Игра является телесно–умственной деятельностью, которая, несомненно, способствует развитию мышления.

Дети должны сначала протянуть руку и дотронуться, до того, как у них возникнет понимание и осмысление логической зависимости.

Дошкольник должен узнать предметы и ситуации из своего мира сначала в игре, прежде чем он может сделать выводы из своих размышлений и понять их.

Игра предлагает вашему сыну или доченьке новые и неожиданные элементы, обещает приключения и доставляет множество удовольствий.

Взрослые иногда забывают о том, что игровое занятие представляет собой возможность физического и умственного развития, и поэтому не воспринимают игры детей достаточно серьезно.

Дети, которые не имели достаточно возможностей, чтобы играть, практически не испытывают  радость от достижений в школе, профессиональной деятельности и обществе, потому что им не хватает опыта, что достижения могут вызывать положительные эмоции и удовлетворение.

Благодаря успешному выполнению требований, связанных с определенными задачами, дошкольник может обрести чувство собственного достоинства, удовлетворение и общественное признание.

Во время игры дети учатся сознания правил, устранения конфликтов, а также укрепляют свою идентичность.

Игрушки для развития логического мышления у дошкольников

Игрушки присутствуют в жизни каждого малыша. Дошкольный возраст – это период, кода дети активно вовлекаются в игры с предметами и с другими детьми. Игрушки – это повод для социального взаимодействия.

Также, игрушки можно использовать для стимулирования развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Важно правильно выбирать детские игрушки, соответственно возрасту и уровню развития.

Слишком сложные головоломки могут отбить у крохи желание к обучающему процессу, в результате он потеряет интерес к игрушке.

Развитие логики в игровой форме зависит от нескольких факторов.

  • Поведение родителя или воспитателя – он должен быть наблюдателем, демонстрировать сдержанность. Необходимо уметь распознать момент, когда следует наблюдать, а когда нужно сопровождать ребенка в игре. Нужно дать возможность детям проявить себя своими идеями.
  • Пространство и атмосфера – место должно характеризоваться порядком и определенной структурой. Ребенку в дошкольном возрасте уже нужна своя комната, где он будет частично отвечать за поддержание порядка и сможет сам устанавливать место для каждой вещи.
  • Время – спешка и давление не влияют положительно на развитие дошкольника. Детям необходимо время, чтобы углубиться в полученные знания, осмыслить их.
  • Партнеры – дети сами решают, с кем они хотят играть в данный момент. Дети прекрасно знают, кому можно навязать свою волю, а с кем следует совместно определить реализацию конкретных идей.

Процесс развития логики начинается в детстве, а продолжается практически всю жизнь. Навыки логического мышления совершенствуются в ситуациях, которые этого  требуют.

Поэтому, если вы хотите ускорить процесс развития логического мышления у вашегосына или дочки, вы можете моделировать ситуации, требующие активизации логики.

Поддерживайте своего кроху, особенно в те минуты, когда он не справляется с решением поставленных задач.

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте малыша – метод кнута и пряника в развитии логики не уместен – так можно только отбить интерес к размышлениям у малыша.

Помните о том, что каждый ребенок индивидуален, и не пытайтесь втиснуть его в общепринятые нормативные рамки – всему свое время.

Про развитие логического мышления у детей дошкольного возраста мы вкратце объяснили, желаем здоровья и счастья вашей семье!

© 2015, Сосед-Домосед. При републикации активная ссылка обязательна. Все права защищены.

Статьи на похожую тему: