Организация инновационной деятельности в ДОУ по формированию социально-личностного развития дошкольников

Наше общество переживает сложный переходный период от забвения родной культуры, духовного наследия предков, тоталитарной духовной и личностной нищеты к развитию действительно свободной личности, взращенной на вечных и нетленных ценностях человеческого опыта. Именно к таким ценностям относятся национальные традиции и мировая культура, которые формируют у человека истинное понимание добра и зла, свободы, чести, совести и личностное отношение к общечеловеческим ценностям. Помочь подрастающему поколению в приобщении к мировым художественным и культурным ценностям, памятникам материальной и духовной культуры, раскрыть перед ними всё богатство достижений человеческого духа, формировать морально - нравственные личностные качества, творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка - это основные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом детского сада. Педагоги должны открыть перед ребенком окно в удивительный и многообразный мир архитектуры и живописи, музыки и литературы, мифов и сказок, истории, народных игр и традиций. [3]

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. [2] И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки. Поэтому в рамках организации инновационной деятельности нами была определена тема «Разработка модели, воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка», которая разрабатывалась и реализовалась творческой группой педагогов детского сада в течение 4 лет. Педагогами было решено осуществлять данное развитие по основным направлениям:

Художественно - эстетическому:

изодеятельность: кружки «Русские былины», «Забавушка»;

музыкальная деятельность: студия «Ералаш»;

«Социальный мир на основе истории русской культуры».

Физическому:

Приобщение детей к валеологической культуре. Кружок «Здоровая смена».

Познавательное - речевому:

Внедрение регионального компонента. Кружок «Пимочка»

«Введение сказочных образов в совместную и свободную деятельности детей».

Логопедическая работа с использованием малых фольклорных форм. Кружок «Златоустье»

Родительский клуб «Семь-Я».

Социально-личностное развитие является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. [4]

Целью данной деятельности является:

- создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников через внедрение новой технологии в воспитательно-образовательное пространство МДОУ.

Программа рассчитана на 3 года и направлена на решение следующих задач:

• создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;

• создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;

• взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказание им психолого-педагогической помощи;

• формирование осознания принадлежности к культуре народов России и народов, проживающих на территории России через приобщение к культуре, истории и традициям

Ожидаемые результаты:

Создание модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка.

Этапы реализации программы:

1 этап - Подготовительно-проектировочный

Цель: Анализ системы деятельности на основе мониторинга и выявления проблем.

Задачи:

1. Определение профессиональных возможностей участников инновационного процесса.

2. Выявление проблем, формирование потребностей в совершенствовании системы работы по социально-личностному развитию детей

3. Разработка плана инновационной деятельности по каждому из этапов работы.

2 этап - Практический

Цель: Создание организационной основы для осуществления инновационной деятельности

Задачи:

1. Апробирование методической разработки по формированию социально-личностного развития детей.

2. Разработка диагностического материала для детей участвующих в инновационном процессе.

3. Подготовка педагогических кадров к осуществлению инновационной деятельности.

4. Повышение педагогической компетентности родительской общественности.

3 этап - Контрольно-аналитический

Цель: Подведение итогов реализации инновационной деятельности. Анализ и описание опыта. Разработка технологий и методических рекомендаций.

Задачи:

1. Выявление эффективности работы экспериментальных и контрольных групп ДОУ путем сравнительного анализа.

2. Определение степени удовлетворенности субъектов образовательного процесса (семьи) уровнем социально-личностного развития детей.

3. Мониторинг профессионального уровня педагогов, участвующих в инновационной деятельности ДОУ.

4. Совершенствование материально-технической базы ДОУ.

Создание новой модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ связанно как с возрастающим запросом родителей, желающих поднять уровень образования детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования в целом.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса, мы учитывали не только запросы родителей, но и интересы детей, а также профессиональные возможности педагогов.

Объект исследования – социализация дошкольников.

Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотезой исследования послужило то, что если в ДОУ будут созданы условия для формирования социально-личностного развития детей по разным направлениям, то система дошкольного образования сможет достичь качественно новых высоких результатов в работе с детьми с помощью:

- оптимально подобранных разнообразных форм взаимодействия педагогов с детьми и с семьёй;

- уровня компетентности педагогов;

- создания благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей.

Очень важно было организовать экспериментальные и контрольные группы для сравнительного анализа проведенной работы на протяжении всего периода. Организованны кружки с целью развития повышенных творческих способностей у детей. А также реализуют свою деятельность кружки, которые помогают детям с более низким и средним уровнем развития повысить свой творческий потенциал, с помощью познавательной активности и эмоциональной удовлетворенности.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: игровая, исследовательская, изобразительная, предметная, коммуникативная, проектная и конструктивная. [2]

Одним из главных условий ведения инновационной деятельности является организация предметно-развивающей среды. В течение 3 лет педагогами совместно с родителями воспитанников детского сада реализовывался творческий дизайн-проект «В «Улыбку» за сказкой», благодаря которому были созданы:

мини-музей «Мы - будущее Югры;

комната русского быта;

комната гигиены «Царство Мойдодыра»;

мини музей «Кукольный мир»;

оборудован Зимний сад т. д

В экспериментальных группах были приобретены и изготовлены методические пособия, дидактический и наглядный материал по разным направлениям образовательной деятельности согласно инновационным задачам.

При завершении каждого этапа мы отслеживали рост творческого самовыражения детей по всем направлениям и творческий потенциал педагогов. Изучали возникающие у педагогов проблемы при реализации программ и корректировали их совместными усилиями. Параллельно педагогом-психологом велась работа по психолого-педагогическому сопровождению детей, педагогов, родителей которые участвовали в данной деятельности.

При реализации вопросов сотрудничества и взаимодействия немаловажное значение имеют взаимопосещения мероприятий дошкольного учреждения и школы и определение совместных путей по решению вопросов в работе, способствующей позитивной социализации будущих школьников, что дает возможность нашему коллективу совместно с педагогами школы повысить качество образовательных услуг. Важно отметить что выпускник - дошкольник сегодня может легко адаптироваться в школьной среде, что подтверждается конкретными результатами. Это участие выпускников-дошкольников в различных мероприятиях на уровне школы, города, района.

В дошкольном образовательном учреждении сложилась определенная система в работе с родителями. Большинство родителей активно сотрудничают с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост социально-личностного развития детей. Это хороший показатель, свидетельствующий об успешной реализации социального заказа.

В итоге проведенной работы были получены достаточно высокие результаты. Благодаря ведению инновационной деятельности в дошкольном учреждении значительно увеличился уровень сформированности личностных качеств детей в экспериментальных группах по всем направлениям.

Инновационная деятельность в ДОУ поспособствовала не только объединению педагогических работников для работы в комплексах при разработке программ, имеющих определенные цели, но и позволила сплотить коллектив педагогов в коллектив единомышленников. То есть обеспечивает развитие профессиональной компетентности педагогов и повышение педагогической грамотности родителей, направленной социально-личностное развитие дошкольников. А это означает, что мы достигли тех результатов, которые планировали еще на подготовительном этапе. [1]

Список литературы

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М. ТЦ Сфера, 2005

2. Князева О. Л. Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста Мозаика-Синтез. 2005 г.

3. Князева О. Л. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – СПб. Детство-Пресс, 2002

4. Козлова С. А. «Я-человек» Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М. 1996

5. Шипицына Л. М. Защиринская О. В. Воронова А. П. Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.