Диагностика психического развития ребенка от 2 до 7 лет

Автор: Д.В. Иноземцев,  психолог,  ст. специалист по разработке психодиагностических методик Научно-образовательного центра "Психодиагностика" Южно-Уральского государственного университета,  г. Челябинск

Внедрение в систему образования специально разработанных форм активной помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеет постоянную социальную значимость. Испытывая систематические сложности в усвоении учебных дисциплин. дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем и к обучению в целом. Корни многих проблем в обучении кроются в дошкольном возрасте и часто обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов, влияющих одновременно.

ЗАЧАСТУЮ В МЕТОДИКАХ ОТСУТСТВУЕТ УНИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОТНОШЕНИИ ОДНОГО РЕБЕНКА В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОУ

Как известно, чем раньше начинается психолого-педагогическая работа, тем эффективнее могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

Для такой работы необходима предварительная диагностика особенностей развития ребенка. Несмотря на разнообразие диагностических методик, зачастую в них отсутствует унификация подходов к интерпретации полученных результатов в отношении одного и того же ребенка в течение нескольких лет его пребывания в дошкольном учреждении.

Комплект методик диагностики психического развития детей, разработанный детским врачом-психиатром Л.С. Рычковой и учителем-дефектологом ПН. Лавровой, имеет единую систему оценки и анализа результатов диагностики. Данный комплект разрабатывался с 2001 по 2006 гг. был апробирован создателями, а также специалистами шести дошкольных образовательных учреждений г Челябинска в течение многих лет практической работы с проблемными детьми.

Для создания комплекта методик психолого-педагогической диагностики были использованы методы изучения детей дошкольного возраста, разработанные отечественными учеными: С.Д. За-брамной, Л.А. Венгером, А.А. Катаевой, Э.И. Леонгардом, И.А. Коро-бейниковым, Е.А. Стребелевой, ГА. Урунтаевой, О.Н. Усановой, Е.О. Смирновой и многими другими.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПОЛУЧАЕТ ИНФОРМАЦИЮ О РАБОТОСПОСОБНОСТИ, СФОРМИРОВАННОЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ, УРОВНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

Комплект методик направлен на изучение особенностей психофизического развития ребенка в возрасте от 2 до 7 лет специалистами: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом.

Для дифференциальной диагностики состояния ребенка и определения индивидуального образовательного маршрута предлагается учитывать три критерия, предложенные Н.Я. Семаго и М.М. Семаго: адекватность поведения как в целом, так и в процессе обследования; критичность по отношению к результатам, успешности решения диагностических задач, поведению; обучаемость.

В результате психологического исследования ребенка в условиях ДОУ педагог-психолог получает информацию о работоспособности, сформированности социально-бытовой ориентировки, уровне интеллектуального развития, особенностях латерализа-ции, внимания, памяти, о характеристиках речи, а также о его эмоционально-личностных особенностях.

Процедура проведения диагностики

Диагностика заключается в последовательном изучении разных сторон психического развития ребенка.

Непосредственно при первом знакомстве с ребенком обращается внимание на его внешний вид: осанку, походку, координацию движений, взгляд, мимику. При снижении интеллекта, некоторых речевых нарушениях (ринолалия, дизартрия) или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. Примерами отклонений от нормального внешнего вида могут быть: асимметрия и диспластичность, невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, насильственная улыбка и др. Данные об отклонении или особенностях внешнего вида должны быть фиксированы для дополнительного об- следования или наблюдения.

Особенности внешнего вида ребенка необходимо учитывать при планировании коррекционных занятий. Например, если у него увеличена голова (что свидетельствует о наличии гидроцефалии), он нуждается в медицинском наблюдении, а также в специальной организации педагогами занятий по физическому воспитанию и повседневной деятельности.

Далее с ребенком выполняются задания, направленные на диагностику:

  • особенностей основных движений и мелкой моторики;
  • познавательной деятельности;
  • общего запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  • уровня развития игровой деятельности;
  • продуктивных видов деятельности;
  • эмоционально-волевой сферы.
В качестве примера приведем методику диагностики движений и действий для детей 2-3 лет.

Методика "Лови шарик"

Цели: установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, обучение ребенка понимать словесную инструкцию, формирование умения следить за движущимся предметом, развитие ручной моторики.

Оценивается: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования. Педагог-психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!". Затем желобок поворачивается, и ребенку предлагается прокатить шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2-3), как это надо делать, т. е. обучение идет по показу

Оценка действий ребенка в баллах:

  • 1 балл - ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.);
  • 2 балла - ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается;
  • 3 балла - ребенок начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей, после обучения результат положительный;
  • 4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

Специального исследования речи педагог-психолог не проводит, но речевые особенности ребенка анализируются по речевой продукции, полученной в течение всего психологического обследования. При оценке речевых параметров педагог-психолог должен отметить: трудности понимания обращенной к ребенку речи, особенности речевой активности, качество звукопроизношения, объем словарного запаса и др. Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, нарушения речи и (или) слуха у родителей, особенности речи родителей и людей, проживающих с ребенком).

Анализ результатов исследования

За выполнение каждого задания методик комплекта ребенок получает от 1 до 4 баллов. Результаты по каждому заданию суммируются, и в итоге психолого-педагогического обследования детей можно разделить на четыре группы в зависимости от количества набранных баллов.

Первую группу составляют дети с умственной отсталостью. Их показатели свидетельствуют о глубоком неблагополучии в интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование.

Вторая группа - дети с легкой умственной отсталостью. Их результаты свидетельствует о необходимости использования других методов анализа, например, обследования психоневролога или др.

Третья группа - дети с нарушениями психологического развития. Среди них могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, минимальной мозговой дисфункцией и т. п.

Четвертая группа - дети с нормальным развитием. Как правило, они достигли хорошего уровня психического развития. Эти дети очень заинтересованы в результате своей деятельности.

Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату.

Изучение психических особенностей развития ребенка завершается психологическим диагнозом, который логически "вытекает" из анализа результатов психологической диагностики. Однако на практике психологический диагноз фактически сливается с медицинским диагнозом, подменяется им.

Также педагог-психолог совместно с педагогом и учителем-логопедом по указанным выше направлениям оценки составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, которая включает задачи как педагогической, психологической, так и логопедической коррекции.