Стандарти-зация

Коммуникативно-личностный опросник дляродителей, воспитателей и родственников ребенка

Текст опросника

1. Добрый ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

2. Внимательный ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю,

3. Правдивый ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

4. Вежливый ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю,

5. Общительный ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

6. Щедрый ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

7. Отзывчивый ли ваш ребёнок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

8. Справедливый ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

9. Жизнерадостный ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

10. Ответственный ли ваш ребёнок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

В том случае, когда на вопросы данного опросника отвечают не родители или родственники ребенка, а воспитатели, в формулировку каждого вопроса необходимо вместо слова «ваш» включать настоящее имя ребёнка, например: «Добрый ли мальчик Серёжа?» Отвечая на вопросы опросника, опрашиваемые выбирают и отмечают в опроснике тот вариант ответа, который считают наиболее правильным.

Оценка результатов

За каждый ответ типа «да» ребёнок получает1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в0,5 балла.

В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности В том случае, если ребёнка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берётся их средняя оценка. К при­меру, если со стороны двух воспитателей ребёнок получил сле­дующие оценки: 0,5 и 0,5, а со стороны родителя, принимавшего участие в его оценке, - 1,0 балла, то его средняя будет приблизи­тельно равна 0,7 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Изучение трудовой деятельности, общения, социальных эмоций и волевых усилий у детей дошкольного возраста.

Материал. Оборудование для хозяйственно-бытового труда.

Ход исследования. Воспитатель наблюдает за хозяйственно-бытовым трудом подгруппы детей 5-7 лет.

Анализ данных.

Особенности трудовой деятельности

1. Как ребенок воспринимает трудовую цель, поставленную взрослым: не принимает; начинает действовать после нескольких повторений (скольких); выслушивает и сразу приступает к выполнению? На основании полученных данных можно сделать вывод о сформированности умения сосредоточиться на словесной инструкции, подчиниться ей, т.е. о произвольности поведения и деятельности.

2. Насколько дошкольник охотно выполняет задание, какие эмоции при этом переживает, какие эмоции преобладают, меняется ли и как их динамика на протяжении процесса деятельности, с чем это связано? Например, успех, замеченный и оцененный воспитателем, приводит к тому, что у ребенка, неохотно выполняющего задание, проявляется к нему интерес. В итоге наблюдения воспитатель сможет оценить сформированность у малыша интереса к труду и желание трудиться – трудолюбия.

3. Освоил ли ребенок техническую сторону деятельности, какие и в какой степени сформированы у него трудовые умения и навыки (действия уверенные, экономичные, четкие, правильные или же движения правильные, но неуверенные, ребенок использует орудия по назначению, но забывает последовательность операций или выполняет их некачественно)?

4. Проявляет ли инициативу, насколько самостоятелен и настойчив, что свидетельствует о сформированности соответствующих волевых качеств?

5. Доводит ли начатое дело до конца, часто ли отвлекается и на какие раздражители, как ведет себя при встрече с затруднениями (бросает начатое, обращается за помощью к сверстникам, взрослому, плачет и пр.)? Анализируя эти показатели, можно судить о сформированности способности к волевому усилию, к мобилизации сил.

6. Как ребенок осознает свои достижения и переживает свои успехи, т.е. как относится к результату труда (демонстрирует другим, стремится к положительной оценке, безразличен и пр.)? Насколько соответствует самооценка реальности?

Общение детей в совместном труде

1. Мотивы общения – побудительные причины, поводы для обращения ребенка к взрослым и сверстникам (обращается за помощью, с советом, указанием, просьбой, для признания своих достижений и пр.).

2. Содержание общения: протекающая совместная деятельность; оценки («Плохо делаешь», «Не умеешь»), взаимоотношения («Отойди, не мешай») или то, что не связано с данной деятельностью («На прогулке поиграем») и пр.

3. Средства общения: речь, мимика, пантомимика, предметные действия. Воспитатель отмечает специфику использования каждого средства ребенком. Выясняет, с кем малыш и почему больше говорит: со взрослыми или сверстниками и почему.

4. Сформированность коммуникативных умений и навыков как умение принять общее решение, пойти на компромисс, согласовать свои действия, учесть точку зрения другого и пр. Воспитатель определяет, как влияет уровень сформированности у дошкольника коммуникативных умений и навыков на характер их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Проявление социальных эмоций у детей в совместном труде

1. Выражение социальных эмоций: ребенок, проявляя сочувствие, гладит по голове товарища, заглядывает ему в глаза, словесно ободряет, обещая что-то приятное, и пр.

2. Действенность социальных эмоций: стремится ли малыш прийти на помощь сверстнику или только сожалеет о неудаче?

3. Устойчивость социальных эмоций: дошкольник пожалел другого, но может тут же забыть о нем или не забыть и пр.

4. Реакции ребенка на затруднения и успехи других детей в деятельности: замечает или нет, реагирует адекватно или неадекватно, например, радуется неудаче.

5. Отношение дошкольника к партнеру: умеет ли отказаться от привлекательного объекта, действуя в пользу другого? Например, хочет стирать кукольное белье, но уступает это дело другому ребенку, потому что уже выполнял его вчера.