Скачать:

С раннего детства и до самой старости человек в той или иной мере связан с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). Ребенок сталкивается с математикой еще в раннем детстве, математика нужна и домохозяйке (как иначе она разумно выстроит свой бюджет, включит микроволновую печь, стиральный автомат, выберет подходящий банк и т.д.), и плотнику, и бухгалтеру или экономисту, и инженеру, и программисту, и бизнесмену, и ученому, занимающемуся проблемами космоса или социума.

Предматематическая подготовка ребенка в нашей стране как в советский, так и в первые годы послесоветского периода традиционно велась широкой сетью дошкольных учреждений по специально разработанным и официально утвержденным единым программам дошкольного образования (Например: Программа воспитания в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, М. 1985, 1987. ). Основной целью математического образования дошкольников являлось формирование элементарных математических представлений и подготовка к школе. Разработчиком методики работы по этой программе, много лет не допускавшей в детских садах никакой альтернативы, являлась Л. С. Метлина, ученица и последовательница A.M. Леушиной (1955, 1961, 1974), известного советского педагога - специалиста в вопросах дошкольного обучения математике, автора монографии «Обучение счету в детском саду» (1961). Как видно из названия, основной целью предматематического периода А.М.Леушина полагала обучение ребенка навыкам счета. A.M. Леушиной было написано первое в нашей стране учебное пособие для педвузов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (1974) для специальности «Дошкольная педагогика и психология» педагогических институтов.

Л.С.Метлина продолжила и развила эту тенденцию. Ее книга «Занятия по математике в детском саду» выдержала с 1977 года несколько изданий, и долгие годы была единственным и основным пособием для воспитателя в 37 организации обучения математике дошкольников, что напоминает нам ситуацию с учебными пособиями по математике для начальных классов М.И. Моро, М.А. Байтовой и др. называемыми «традиционными».

Столь же традиционным для системы ДОУ является означенное выше пособие Л.С.Метлиной. Главной целью предматематического образования, обозначенной автором в методической записке, являлась подготовка детей к школе, которую автор трактовала характерным для того периода образом: «Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе. В связи с переходом к обучению детей с шести лет внимание к этой работе должно быть усилено. Она начинается со второй младшей группы. Детей знакомят со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами реального мира, учат считать, прибавлять и вычитать в пределах 10, измерять длину, ширину, высоту предметов и объем жидких и сыпучих тел, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени. На этой основе у дошкольников формируют представления о натуральном числе (до 10), об основных величинах, о простейших геометрических фигурах и многообразии форм предметов, о пространственных направлениях и отношениях, о длительности некоторых временных отрезков (сутки, неделя, месяц)».

Курс Л.С.Метлиной является обучающей системой, четко построенной в соответствии с общепринятыми в методике правилами: программа (содержание), цели, методы, средства; системой, имеющей целью формирование у ребенка навыков счета и некоторых представлений о величинах (длине, массе, емкости) и способах их измерения, а также знакомящей детей с формой и названиями некоторых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник и др.), используемых в основном как счетный материал. Становление и упрочение в отечественной педагогике новых 38 развивающих походов к процессу образования, активное внедрение в практику начального обучения развивающих технологий привело к большим изменениям как в концептуальных подходах к разработке содержания и методик обучения детей младшего возраста, так и к появлению новых требований к дошкольной подготовке ребенка. Сегодня дошкольная педагогика не может оставаться на традиционных привычных позициях, рассматривающих ребенка как объект обучения, и ставящих главной целью дошкольного обучения подготовку к школе в плане формирования предметных знаний, умений и навыков.

Как результат обновления дошкольных образовательных программ в последнее десятилетие наблюдается активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных (однопредметных) программ, делаются попытки разработки концептуальных вопросов развития дошкольного образования (в частности, разработан проект непрерывного дошкольного и начального образования).

Данные тенденции порождают ряд проблем, которые становятся актуальными как для педагогов-практиков, так и для методической науки. Эти проблемы связаны с разработкой теоретических концепций, лежащих в основе построения обучающих курсов, с отбором их содержания, методов и форм организации деятельности детей в процессе их изучения. Все эти проблемы являются абсолютно новыми и непривычными для дошкольного образования, поскольку в прежние времена дошкольная образовательная область не рассматривалась как самостоятельная, самоценная и важная сама по себе, а трактовалась только как подготовительный к школе период.

Для ребенка дошкольного возраста первоначально познавательная задача не выступает как самостоятельная, будучи тесно связана с выполнением практических действий (практической задачей) (Венгер Л.А. 1978) Однако уже в старшем дошкольном возрасте центральным моментом формирования учебной деятельности становится переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе выполнения того или иного задания, на способы выполнения этого задания, что приводит к более глубокому осознанию собственных действий и их результатов. Эта появляющаяся переориентация сознания с конечного результата на способы его достижения позволяет говорить о возможности детей старшего дошкольного возраста усваивать общие способы действий, направленные на решение группы определенных задач.

Причина подобной «переориентировки» сознания ребенка безусловно связана с формированием познавательной (а затем и учебно - познавательной) мотивации. Следующим диссертационным исследованием в этой области является работа И.И. Гончаровой «Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников» (1988). Само название этой работы говорит о приоритете внимания ее автора преимущественно к операционным компонентам учебной деятельности. Необходимыми, с точки зрения преемственного подхода, предполагаются следующие учебные 60 умения: умение понимать учебную задачу; умение действовать по правилам; умение слушать и выполнять прямые указания взрослого; умение планировать деятельность: выделять основные этапы работы, порядок и последовательность операций на каждом этапе, передавать это в речи; умение практического осуществления деятельности; правильно и последовательно выполнять все операции, учитывая условия задания, достигать результата; умение самоконтроля: сверять работу с образцом или словесным указанием педагога, осуществлять проверку не только по А результату, но и в процессе деятельности.

Список литературы

1.        Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание, 2000. - №2. - с. 69 - 79.

2.        Формирование математических способностей: пути и формы (продолжение) // Ребенок в детском саду,2001. - №2. - с. 9 - 26.

3.        Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии, 2001. - №5. - с. 116 - 124.

4.        Дошкольная математическая подготовка. Книга для воспитателя. - Мурманск: МО РШКРО, 2001.-198 с.

5.        Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002. - № 8. - с. 30 - 40.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Цели развития: Активизация познавательного интереса, активности,самостоятельности, инициативы, развитиекритичности ума и т.п. Развитие сенсорных, интеллектуальных, творческих.