Скачать:

Предварительный просмотр:

Семочкина Ирина Анатольевна,

воспитатель МОУ СОШ № 4 (дошкольное отделение) г.Твери

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Требования, которые предъявляются к рассказам детей старшего дошкольного возраста:

    Рассказ должен быть связным, понятным слушателям, достоверным, правильно отражать объективную действительность.
    Лаконичным, т.е. передавать нам более характерное и важное, при отсутствии излишней детализации. Самостоятельным, т.е. по возможности не прерываться вспомогательными, дополнительными вопросами воспитателя. Целенаправленным, т.е. говорить на тему, не отвлекаться от содержания. Последовательным, уметь строить несложные суждения, умозаключения. Желательно применение в рассказах образных выражений; рассказ должен быть грамматически правильно оформлен, словарь должен быть полным и точным (определения, обстоятельства места, времени и другие). Рассказ должен быть выразительным (по исполнению)

Способом, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме, является моделирование предложения.  В последнее время  моделированию уделяется все больше внимания в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Оно рассматривается как эффективное средство умственного воспитания. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа. Интересный опыт применения подобных схем изложен в статье Т.Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

Лист картона 45х20 сантиметров делится на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Например, для описания игрушек предлагаются шесть квадратов:

    цвет (цветовые пятна) форма (несколько геометрических фигур) величина (два мяча разной величины) материал (фольга, дерево) части игрушки (пирамидки с раздробленными кольцами).

Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания.

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

В работе по развитию речи используется моделирование словесного состава предложения в игре, где слова в модели изображали дети. Важность игры в психическом развитии объясняется тем, что она вооружает школьника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и, следовательно, не могли быть по настоящему освоены.

При проведении игры “Живые слова” педагог вызывает детей по количеству слов предложения и говорит каждому каким словом он будет. Затем “живым словам” предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу задуманного педагогом или детьми предложения. При названии слов по порядку дети могут прочесть это предложение, так они легко запомнят набор до шести-восьми живых слов.

На модели “живые слова” дети видят, что происходит при изменении порядка слов предложения, распространение предложения путем добавления одного двух слов; замена одного или поочередно всех слов предложения; составление предложения из набора слов.  Проведение этой игры предусматривает также соблюдение правил детьми, которые обозначают слова громко и правильно по сигналу педагога произносить свое слово; запоминать и находить свое место среди других слов; при последовательном назывании всех слов каждое предыдущее “живое” слово, назвав себя, берет за руку следующее за ним слово или кладет руку на плечо. Специфика игры “Живые слова” дает возможность вовлекать в активную работу всех детей. Вовлечение в активную деятельность проходит как бы в два этапа.  Сначала выступает внешняя активность, когда ребенок по своему желанию или по предложению педагога выполняет в игре функцию слова. Эта внешняя активность проявляется у большинства детей с первого занятия, независимо от их умения выполнять задание. Но затем, включаясь в игру, называя слова, которые обозначают они сами или другие дети, постепенно, в зависимости от индивидуальных особенностей и общего уровня развития, дети проявляют более содержательную активность – начинают предлагать варианты ответов. В зависимости от программного содержания различных вариантов игры “Живые слова” подбирается языковой материал, которым предусматривается использование предложений разной конструкции, что обеспечивает большую вариативность ответов, и в тоже время способствует более высокой произвольности построения высказывания. Программное содержание игр постепенно усложняется, самостоятельно или с помощью педагога дети должны придти к выводу, что высказывание становится понятным если слова в нем следуют одно за другим по порядку.

Моделирование предложений в виде речевой игры ставит детей в условия произвольного построения высказывания, в которых решаются задачи формирования грамматического строя речи, словарной работы, использования полных распространенных предложений. Это в свою очередь оказывает влияние на развитие связной речи дошкольника, умения в развернутой форме связно и последовательно излагать свои мысли. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление логически более последовательное, чем в процессе диалога. То есть связное и последовательное изложение тесно связано с развитием логического мышления и всегда рассматривалось как один из важнейших показателей подготовленности ребенка к школьному обучению. В основном решение задач по развитию речи осуществляется на занятиях. которым отводится  особая роль. Обучение позволяет детям освоить наиболее сложный программный материал, обеспечивает формирование необходимых речевых умений и навыков. На занятиях больше, чем в других видах деятельности ребенок осваивает грамматически правильную, чистую, выразительную речь. Кроме того, для занятий специально отбирается программный материал, наиболее эффективные методические приемы, подбираются такие игры и упражнения, речевой материал, который соответствует возрасту ребенка. Проводя то или иное занятие педагог должен находить различные варианты сочетания приемов обучения с тем, чтобы повысить активность и самостоятельность детей.

Опираясь на научно-методическую литературу по развитию речи авторов Бородич А.М. Соловьевой О.И. Федоренко Л.П. Сохина Ф.А. Алексеевой М.М. и, учитывая возрастные особенности старших дошкольников, нами была разработана система методических приемов по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. При разработке системы мы исходили из того, что приемы в ней должны быть выстроены по принципу «от простого  к сложному». Т.е. начинать занятия с детьми нужно с самых простых, доступных, известных им видов работы (рассказ по образцу), а затем, постепенно усложняя приемы, вводя в них все больший элемент самостоятельности и сложности, подводить их к наиболее сложным видам работы (творческое рассказывание).

Созданная нами система приемов имеет девять этапов, различных по уровню сложности.

1 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «образец рассказа» по игрушке. На этом этапе самое важное -  дать правильный образец описательного рассказа.

2 этап: Проведение занятий, на которых закрепляется навык рассказывания по образцу и вводится методический прием «беседа» по предметам. На этом этапе дети должны  научиться описывать предметы, опираясь на их основные характеристики, выявленные в ходе беседы.

3 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «работа со схемами». Цель этапа – научить детей описывать предмет, опираясь на схему.

4 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «беседа по картинке». На этом самое важное -  научить детей выявлять существенные признаки предметов, изображенных на картинке и устанавливать взаимосвязи между ними.

5 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «рассказывание по картинке». Цель этапа – научить детей составлять рассказ по картинке, применяя навыки, освоенные на 4 этапе.

6 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «рассказывание по сюжетной картинке». Цель этого этапа – закрепить навыки двух предыдущих и научить детей составлять сюжетный рассказ.

7 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «рассказывание по серии картинок». Цель – научить детей устанавливать логические связи между несколькими картинками, связанными одним сюжетом, и составлять по ним рассказ.

8 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «рассказывание из опыта». На этом этапе важно научить детей четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

9 этап: Проведение занятий, на которых вводится методический прием «творческое рассказывание». Это самый сложный этап нашей системы. Цель - научить детей самостоятельно продумывать содержание рассказа, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Определив уровень развития связной речи, мы провели эксперимент с применением разработанной нами системы методических приемов обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.

Целью эксперимента было повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Опираясь на перспективный план работы по развитию речи, мы провели 16 занятий (с сентября по апрель) по обучению рассказыванию. При этом развитие связной речи непосредственно соединялось с другими задачами: формирование грамматического строя речи, обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи.

На первом этапе  мы провели занятие «Описание игрушки по образцу». Целью занятия было развитие умения описывать предметы, придерживаясь определенной последовательности, избегая неоправданных повторов, употребляя разнообразные, но точные по смыслу слова. На этом занятии вводится методический прием «рассказ по образцу». Воспитатель дает поэтапное описание предмета, а дети, подражая педагогу, дают описание второго предмета.

На занятии, мы предложили вниманию детей двух разных кукол (девочка-дошкольница и кукла-малыш). После того, как дети рассмотрели кукол, мы предложили составить о них рассказ по образцу. Воспитатель начинает рассказывать про девочку-дошкольницу, а один из детей рассказывает о кукле-малыше, стараясь составить описание как можно подробнее.

После того, как рассказывание о куклах закончили, детям предложили вспомнить с чего начинался рассказ, о чем говорили потом и чем закончили. Затем дети самостоятельно пытаются рассказать все о малыше.

Во второй части занятия, для обогащения словаря прилагательными и существительными, нами была проведена дидактическая игра «Цепочка слов» (автор Белобрыкина О.А.). Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками, например, холодный – втер, мороженое, вода и т.д.

Мы дали исходное слово «кошка»

- Кошка бывает какая?

- Мягкая, пушистая, черная…

- Что еще бывает черным?

- Ночь, карандаш, бумага…

- Какой еще может быть бумага?

- Цветная, белая, тонкая…

После проведения игры, мы заметили, что слов, обозначающих признаки предметов в активном словаре детей очень мало и они однотипны (красивый – некрасивый, черный – белый и т.д.). И нами было решено провести еще одну игру «Подбор прилагательных». Мы провели игру на прогулке. Детям указывалось на какой-либо объект, а они должны по очереди назвать как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Например, детям указали на собаку, которая спала на солнце, и попросили описать ее. Дети называли: большая, лохматая, спящая, добрая.

Мы спросили детей: «Если собачка живет в доме, то какая она? (домашняя), а если на улице то…(дикая, дворовая, уличная)»

В этой игре выигрывает тот, кто назвал больше всех признаков объекта, он получает синюю фишку, кто поменьше – зеленую фишку, кто меньше всех, тот получает красную фишку.

На втором этапе  проводилось занятие «Описание игрушки», на котором закреплялся навык рассказывания по образцу и вводился методический прием «беседа по игрушке». В начале занятия мы провели беседу об известных детям средствах передвижения. Для пополнения словаря были введены новые понятия (воздушный, подземный, водный, наземный).

Далее мы предложили ребятам рассмотреть игрушку-грузовик. Мы вместе с детьми отметили основные характеристики машины: зеленая кабина, красный кузов, 4 больших черных колеса, 2 желтых фары, в кабине кресла для водителя и пассажира, руль, панель управления.

После беседы мы дали образец рассказа, а один ребенок его повторил.

Далее мы попросили одного желающего подойти к картинке с изображенными на ней транспортными средствами, выбрать одно средство передвижения и составить о нем рассказ.

Для улучшения внятности и четкости произнесения слов мы вместе с детьми проговорили названия транспортных средств, нарисованных на картинке. От детей требовалось произнести слова громко и четко. Например, вер-то-лет.

На третьем этапе  нами было проведено два занятия, на которых вводился методический прием «работа со схемами». Занятия «Загадай загадку» по овощам и фруктам проводились по опорным карточкам. Дети учились описывать предмет по условным обозначениям. В начале занятия мы провели беседу. Нами задавались вопросы, какие фрукты (овощи) вы знаете? Какого цвета бывают фрукты (овощи)? Какого они бывают размера.

Дети очень активно принимали участие в беседе, но их высказывания о цвете ограничивались тремя цветами: красный, желтый, зеленый. Тогда мы им показали картинки, где нарисовано красно-желтое яблоко, синий баклажан, оранжевый мандарин, темно-зеленый огурец, коричневый картофель и т.д.

Вкус овощей и фруктов дети обозначили как сладкий, вкусный, невкусный. Мы им сказали, что вкус еще бывает кислый (лимон), кисловатый (яблоко), горький (лук).

После беседы мы показали детям опорную схему и рассказали, что обозначает каждая карточка. Потом мы предложили детям отгадать загадку, составленную нами с опорой на карточку с символами. Например, на занятии «Овощи» мы загадали: «Этот овощ желтый, круглый, маленький, сладкий, растет под землей, его можно есть сырым. Это…(репа)».

Далее дети сами выбирают овощ (фрукт) и, не называя его, составляют описание (загадывают загадку).

Для формирования словаря были загаданы загадки и проведена небольшая беседа о названиях некоторых профессий в с/х.

После того, как дети научились описывать предмет, мы провели дидактические игры-занятия «Кто дополнит рассказ?» и «Подарки».  На этих занятиях дети самостоятельно описывали хорошо известные им предметы.

После занятий чтобы закрепить умение детей составлять описательные рассказы мы предложили детям на прогулке поиграть в игру  «Угадай, что это». Суть игры состоит в том чтобы рассказать о выбранном предмете так чтобы остальные могли его отгадать. Предметы для описания выбирались те, что находятся на площадке. Не у всех детей получалось описать предмет так, чтобы его смогли отгадать. Например, Илья Х. загадал куст и дал такое описание: «маленький, коричневый».  Это было недостаточно, поэтому дети не сразу догадались, что было загадано. С Ильей Х. мы провели дополнительное, индивидуальное занятие по описанию предметов.

На четвёртом этапе  мы провели занятие «Описание времени года», на котором вводили методический приём «беседа по картине». Целью занятия на этом этапе становится научить детей выявлять существенные признаки предметов, изображённых на картине. Мы предложили детям рассмотреть картинку «Лето».

В начале занятия мы провели беседу по двум картинкам, на которых были изображены признаки одного из времён года 1-ая картинка-лето, 2-ая картинка-зима. Нами были заданы вопросы:

-какое время года изображено на картине?

-как вы об этом догадались?

-какие ещё зимние (летние) развлечения вы знаете?

Дети с удовольствием принимали участие в беседе и рассказывали о своих любимых развлечениях зимой и летом.

Далее мы предложили детям рассмотреть картинку «Лето» и предложили ответить на вопросы:

-какое бы вы дали название этой картинке?

-какое время года и время суток изобразил художник?

-как об этом сказать, одним словом?

После беседы, чтобы поупражнять детей в употреблении слов, обозначающих действие предметов мы предложили  ребятам придумать слова про то, что в этот солнечный день делают дети, птицы, бабочки…

Например, что делает солнце? – печёт, греет, светит.

После этого упражнения мы предложили детям послушать рассказ о лете, составленный нами по этой картинке.

На пятом этапе  нами было проведено 1 занятие, на котором вводился методический приём «рассказывание по картине». Целью этого занятия было научить детей применять навыки, освоенные ранее (описание предметов, рассказ по образцу) для составления рассказа по картинке «Осень». После предварительной беседы, в ходе которой задавались вопросы: какое время года изображено на картине? Какое осенью небо?  Какой осенью дождь?  Что происходит с листвой? А с травой? Что делают насекомые? Что делают животные? Что делают перелётные птицы? Что делают люди осенью? Мы предложили детям самим составить рассказ по картинке.

Для того чтобы облегчить детям составление рассказа, мы ввели дополнительный, методический приём «составление рассказа подгруппами». Мы разделили детей на 4 подгруппы по 3 человека и попросили рассказать:

1-ой подгруппе – о небе и погоде осенью;

2-ой  подгруппе – о том, что происходит с листьями и травой;

3-ей подгруппе – рассказать о насекомых и птицах;

4-ой подгруппе – о животных и труде людей осенью.

После того, как каждая подгруппа представила свой минирассказ об осени, мы предложили одному желающему соединить рассказы подгрупп и рассказать весь рассказ целиком. Для обогащения словаря была проведена дидактическая игра «Грибы». Правила игры в следующем. Мы предложили детям представить, что мы находимся в осеннем лесу и собираем грибы. Мы показывали детям картинки с изображением грибов и спрашивали: « Этот грибок кладём в кузовок?». Дети называли гриб  и отвечали: « Этот грибок  кладём в кузовок» или « Нет, этот грибок не кладём в кузовок».

На прогулке детям была предложена дидактическая игра «Времена года». Мы раздали детям карточки из цветной бумаги: белой, зеленой, красной, желтой, - на каждой из которых стоят цифры 1,2,3 (по числу месяцев в каждом времени года). Дети встают в круг. Ведущий называет время года, например, лето. В круг выходят те, у кого красные карточки и рассказывают об этом времени года по очереди.

На шестом этапе  мы провели три занятия, на которых вводится прием « рассказывание по сюжетной картинке». На каждом занятии мы предлагали детям по одной картине: «Ежи», «Кошка с котятами», «Дети севера».

Целью этого этапа было научить детей составлять сюжетный рассказ.

1.  Занятие рассказывание по картине «Ежи».

В начале занятия нами была проведена беседа на тему «Дикие животные». Мы показали детям картинки с изображением диких животных. Предложили детям подумать, где они живут (в лесу). Попросили определить животных, которые живут в лесу одним словом (дикие) и объяснить, почему их так называют.

Затем мы провели беседу о ежах. Спросили детей, что они знают о ежах, об их повадках, о том, чем они питаются.

После беседы проводилось рассматривание картины «Ежи» и беседа по ней. Нами были заданы вопросы:

- Кто из вас какое название хотел бы дать картине?

- Куда и когда привела ежиха ежат?

- Опишите полянку, какая она.

- Расскажите про ежат, разбежавшихся по полянке.

-Обратите внимание на ежиху. Расскажите о ней.

(Здесь нами был применен методический прием «составление рассказа по частям»).

Затем нами было предложено еще раз посмотреть на картину и рассказать о ежихе и ежатах.

Для формирования грамматической стороны речи мы провели дидактическую игру на знание противоположных по смыслу слов. Мы предлагали детям слово, а они подбирали противоположное по смыслу слово. Например, день – ночь, свет – темнота, радость – печаль и т.д.

2.  Занятие по картине «Кошка с котятами».

В начале занятия мы провели беседу с детьми о домашних животных и их детенышах. Этой беседой мы упражняли детей в правильном употреблении родительного падежа в единственном и множественном числе названий детёнышей животных.

Далее мы показали детям картину « Кошка с котятами». Предложили рассмотреть её и провели беседу по картине. Так же как и на предыдущем занятии, мы предложили детям сначала рассказать о каждом герое  картины отдельно, а затем составить  целый рассказ о картине.

После рассказывания по картине мы раздали детям открытки с изображением разных животных и предложили составить маленькие рассказы по ним. Детям, которые затруднялись в составлении рассказов, мы задавали наводящие вопросы.

3.  Занятие   по картине «Дети севера» мы провели по тому же принципу, что и два предыдущих: беседа, рассказывание по частям.

Для формирования словаря мы уточняли знания детей о народах нашей страны (название народностей, национальностей). Для воспитания правильного произношения звуков во фразовой речи и развития речевого слуха нами было предложено проговорить скороговорку «Петя пилил пилой пень». Детям предлагалось произнести ее не только ясно и отчетливо, но и на одном выдохе.

На седьмом этапе  нами были проведены занятия, на которых вводился методический прием «рассказывание по серии картинок».

Целью занятий «Кто съел мое мороженое?» и «Нашел выход» было научить детей устанавливать логические связи между несколькими картинками, связанными одним сюжетом и составить по ним рассказ.

В начале занятия мы предложили детям определить порядок, в котором должна стоять каждая картинка и составить по каждой рассказ. Рассказывает один ребенок, а остальные его дополняют (одна картинка – один ребенок).

Для формирования словаря мы воспитывали умение подбирать рифмующиеся слова.

На занятии по серии картинок «Нашел выход» мы усложнили задание, применив прием «продолжи рассказ». Предложили детям три картинки и попросили их самостоятельно придумать завершение рассказа.

На восьмом этапе  были проведены занятия, на которых вводится методический прием «рассказывание из опыта». На этом этапе важно научит детей четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

Перед занятием «Письмо бабушке о своем детском саде» мы провели предварительную работу с применением методического приема «экскурсия» по детскому саду. Для начала мы предложили составить письмо бабушке, в котором расскажем ей о детском саде. С детьми мы выбрали несколько объектов для описания их в письме и в течение двух дней осматривали их.

Затем на самом занятии, нами было зачитано начало письма и предложено детям самим придумать продолжение.

На занятии «Воспоминания о своем дне рождения» мы прочитали детям стихотворение из «Вредных советов» Г.Остера и спросили детей, а был ли у них на дне рождения друг, похожий на мальчика из стихотворения.

Далее мы предложили детям вспомнить и рассказать о своем дне рождения всем ребятам так, чтобы всем стало интересно. В ходе рассказов дети могли задавать вопросы.

На девятом этапе  проводились занятия, на которых вводился методический прием «творческое рассказывание». Это самый сложный этап нашей системы. Цель этапа – научить детей самостоятельно продумывать содержание рассказа, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Первое занятие «Рассказы – каламбуры» проводилось по таблице «ассорти – коллаж» (автор Белобрыкина О.А.), где наклеены 20 несвязанных между собой предметных картинок. Мы предложили детям придумать рассказ: мы начинали, а дети продолжили.

Далее мы предложили детям 20 отдельных карточек с предметными картинками. Дети по одному подходили, брали карточку и придумывали одно предложение, но так, чтобы получился связный рассказ.

Следующее занятие «Сказки о животных». Мы учили детей сочинять сказку.

В начале занятия мы показали детям две игрушки: лисенка и щенка. Проведя беседу об игрушках, мы дали игрушечным животным клички. Затем попросили детей сочинить о наших героях сказку. Перед сочинением сказки мы напомнили детям, что сказочные животные могут говорить, выполнять работу по дому, встречаться с друзьями и т.д.

На дом мы дали детям задание, нарисовать по своему желанию сказочного героя и сочинить про него историю.

Как на занятиях, так и в другие режимные моменты, мы проводили дидактические игры.

С целью доказать эффективность нашей системы методических приемов по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста, мы провели контрольный этап эксперимента, который проводился в подготовительной к школе группе детского сада.

Задачи, которые решались на этом этапе:

1. Определить уровень развития связной речи после проведения формирующего этапа.

2. Сопоставить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

3. На основании анализа результатов сделать выводы и разработать рекомендации.

На контрольном этапе мы проводили такое же задание, как и на констатирующем этапе. Детям была показана сюжетная картинка «Едем на лошадке» и предложено составить по ней рассказ. Запись рассказа осуществлялась индивидуально за каждым ребенком. Результаты обследования развития связной речи детей старшего дошкольного возраста были оформлены и представлены в таблице.

Таким образом, на контрольном этапе эксперимента мы выяснили, что в результате формирующего этапа увеличился общий уровень развития связной речи детей подготовительной к школе группы. Шесть детей имеют высокий уровень развития связной речи, пять – средний, и один  - низкий уровень развития.

Анализируя полученные данные, мы увидели, что большинство детей в подготовительной к школе группе научились самостоятельно составлять рассказ, видеть и устанавливать существенные связи между действующими лицами, предметами; точно формулировать свои мысли и выражать их в предложении (шесть человек). Пятеро детей могут самостоятельно составить рассказ, но при этом не устанавливают все существенные связи, не передают всю полноту фактов, изображенных на картинке. И один ребенок так и не научились в ходе проведения формирующего этапа эксперимента связно, последовательно излагать свои мысли, устанавливать связи между предметами, явлениями.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша.

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба.

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба.

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба.

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба.

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано.