Педагогические науки

В данной статье рассматриваются основные требования к развитию личности старшего дошкольника.

Похожие материалы

В последние десятилетия произошли значительные изменения в жизни российского общества: меняются экономика, формы собственности, политическая, нравственно - духовная и социальная сферы. Вместе с бесспорными прогрессивными тенденциями в обществе наблюдаются и негативные явления. Исчезает живое общение, снижается уровень социальной грамотности подрастающего поколения. Общечеловеческие ценности – добро, справедливость, человечность – зачастую отодвигаются на второй план. Высшей ценностью всё чаще становятся деньги, ради получения которых часть общества использует любые средства. Победное шествие информационных гаджетов заслонило от молодёжи и, что самое печальное, от детского сообщества, книгу.

В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Вместе с бесспорными прогрессивными тенденциями в обществе наблюдаются и негативные явления. Исчезает живое общение, снижается уровень социальной грамотности подрастающего поколения. Общечеловеческие ценности – добро, справедливость, человечность – зачастую отодвигаются на второй план. Высшей ценностью всё чаще становятся деньги, ради получения которых часть общества использует любые средства. Победное шествие информационных гаджетов заслонило от молодёжи и, что самое печальное, от детского сообщества, книгу.

Эти факты приводят к дефициту культуры общения в детской среде, доброты и внимания друг к другу, к конфликтам, к отсутствию действительно ценностного отношения к себе, людям и окружающему миру.

В сложившейся ситуации педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, конфликтность, эмоциональная глухота по отношению к ближним, объектам национального достояния и т.п. Несмотря на планирование педагогами задач по социально-личностному развитию, приходится говорить о неумении части старших дошкольников сотрудничать попарно или в группах, решать коллективные задачи.

Имея некоторый запас знаний о социальном мире, правилах общения и взаимодействия, дошкольники зачастую не могут адекватно проявить в повседневной жизни социально значимые качества. Подобные явления происходят от несформированности осознанного отношения к себе, другим людям, дружбе, семье, Родине, мире и, как следствие, несформированности поведенческих проявлений.

Современная государственная политика РФ в области образования направлена на гуманизацию воспитания подрастающего поколения и отражена в федеральном законе «Об образовании», о чём заявлено в статье 2 главы I закона. Так, основным принципом признаётся «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».

Одним из требований к основной общеобразовательной программе (Приказ Минобразования и науки РФ№ 655 от 23.11.2009) определено, что она должна быть направлена на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В этом документе определена специальная образовательная область «Социализация», направленная на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений, а также описаны личностные качества, которыми должен овладеть ребёнок на выходе из детского сада:

  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» определило четыре основных приоритета развития детей и относит к основным задачам дошкольного образовательного учреждения наряду с другими «обеспечение социально-личностного развития воспитанников», независимо от вида образовательного учреждения.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998г.) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, целью государственной политики в интересах детей провозглашает «содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры».

Таким образом, государственная образовательная политика на современном этапе в качестве приоритетных ставит задачи социально-личностного характера, придавая тем самым весомость процессу формирования социально адаптированной личности ребёнка, в том числе на дошкольной ступени образования.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала формирования общественно значимых личностных качеств. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с окружающим миром.

Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребёнок получит возможность широкого социального самостоятельного контакта с разными сторонами жизни, проявления личностных качеств. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению в новый социальный статус. Из этого следует, что возрастной потенциал человека, в данном случае, ребёнка-дошкольника, не может быть реализован при отсутствии соответствующей социальной зрелости.

Так, актуальность проблемы социально-личностного направления в развитии дошкольников определена противоречиями:

  • между потребностью современного общества в толерантных, креативных, способных быстро адаптироваться в новых социальных условиях, гражданах и недостаточной результативностью процесса социально-личностного развития на разных возрастных этапах, в том числе в дошкольном возрасте;
  • между разработанностью методологических основ социально-личностного развития детей и отсутствием критериальных и специальных диагностических методик, обеспечивающих достаточный уровень социального разви­тия ребенка;
  • между Федеральными государственными требованиями по воспитанию социально значимых качеств в дошкольном образовании и недостатком программ и технологий социально-личностного характера в реальном педагогическом процессе.

Актуальным становится поиск технологий, средств, методов социально-личностного развития старших дошкольников, формирующих умение ценить окружающий мир и людей, анализировать соци­альные проявления и действовать с опорой на собственные знания и опыт, что в конечном итоге обеспечивает успешное вхождение ребёнка в социум.

Таким образом, являясь приоритетным, социально - личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.