Особенности эстетического развития дошкольников

Эстетическое развитие детей от младшего к старшему дошкольному возрасту идет в различных направлениях: в области ощущений и восприятия — от различения контрастных красок, форм, звуков, к более тонкому восприятию и активному осознанию красивых гармоничных сочетаний, к дифференцировке звуковысотных, ритмичных соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразию форм, поэтических созвучий.

В сфере эмоциональной и познавательной — от безотчетного эмоционального отклика на все приметное, яркое, красивое, к более сознательному отношению к прекрасному. Сенсорное развитие служит основой для формирования полноценного эстетического восприятия, овладения художественной деятельностью, выработки у детей эстетического отношения к действительности и искусству. По данным исследователей, уже к пяти годам происходит усвоение сенсорных эталонов и развитие эстетико-когнитивных и эстетико-творческих способностей ребенка.

Эстетическое восприятие — сложный познавательный процесс. В процессе восприятия ребенок по руководством взрослого совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат как бы практической проверкой образа, возникшего на основе непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Эстетические чувства — сложное сочетание эмоциональных реакций. Это стимул к познанию детьми и овладению прекрасным в жизни и искусстве, мощный стимул к художественному творчеству. Ранние проявления эстетических чувств при восприятии красоты нередки. Исследователи фиксировали их уже в возрасте 2 лет. Первоначально эстетические чувства проявляются в переживании «светлой» радости при восприятии линий, красок, звуков; позже они выступают как результат воспитания и обучения, возникает художественная оценка.

Художественная оценка — система высказываний о воспринятом произведении искусства, содержащих в себе личное отношение к художественному произведению (В. И. Волков, З. Л. Подольская).

Эстетическое развитие — это процесс развития эстетического восприятия, эстетических чувств, вкуса, эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка (Бубнова С. Ю. Гончарова Е. В. и др.).

Художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.

Задачи эстетического воспитания дошкольников :

Первая группа направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему (развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного).

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Методы эстетического воспитания:

1. метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире;

  1. метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса;
  2. метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружения, на совершенствование культуры своего поведения;
  3. метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Основные средства :

— эстетика быта

— природа

— искусство

— самостоятельная художественная деятельность детей.

Формы организации детей :

— занятия

— художественно— дидактические игры

— праздничные утренники, вечера развлечений

— экскурсии и прогулки

— театрализованные зрелища

— кино и телепередачи

При организации эстетического воспитания дошкольников учитываются следующие условия:

  1. Создание предметно — пространственной среды.
  2. насыщенность быта предметами искусства.
  3. активная деятельность самих детей.
  4. индивидуальный подход к детям.
  5. всеобщность эстетического воспитания и художественного образования.
  6. единство эстетического и нравственного воспитания.
  7. комплексное воздействие всех средств.
  8. активное включение детей в разнообразные виды творческой деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности эстетического развития дошкольников.
  2. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания дошкольников.
  3. Средства эстетического воспитания детей. Условия необходимые для развития и реализации творческого «Я» ребенка.
  4. Проблема детского творчества. Развитие и воспитание у дошкольников творческих способностей.

Задание для самостоятельной работы:

Составить календарно — перспективный план эстетического воспитания (любая возрастная группа).

1. Бабаева В. В. эстетическое воспитание дошкольников. — М. 1982.

2. Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М. 1998.

3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М. 1995.

4. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.— М. Просвещение, 1996.

5. Нравственно — эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина и др. — М. Просвещение, 1989.

6. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М. 1999.

7. Скобкин В. С. Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии — 1989, № 1.

8. Торшилова Е. Эстетическая одаренность: что это? // Дошкольное воспитание. — 1992, № 2.

9. Фокина Т. Хитрова В. Программа художественно— эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1999, № 1.

10. Чумичева Р.К. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. — 1995, № 4.

11. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М. 1985.