Скачать:

Предварительный просмотр:

Инновационные  технологии  в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный  руководитель  МАДОУ 116   Петровская Е.Н.

Основная  общеобразовательная  программа дошкольного образования    « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  ( Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой.)  предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах.  Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка.  Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

●      создание музыкальным руководителем условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при   общении с музыкой;

●      творческое развитие природной музыкальности ребенка;

●      высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

●      помощь в формировании  внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и  психокоррекция).

У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения которой,  психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его  не как дополнительного, а как необходимого.

( слайд)  Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения.   В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства".   Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания.

Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным   на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное  занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим,

выбирая  формы и методы работы  музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

●      способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

●      ассоциативности художественного мышления;

●      выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической,      инструментальной;

●      координации слуха – голоса – зрения – движения;

●      чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

●      умение различать и отражать художественными средствами противоположные  понятия:

большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное,  плавное – отрывистое, одновременное – последовательное,  доброе – злое;

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей,  подталкивал  к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей.    Методики и разработки Т.Боровик,  А.Бурениной и Т.Сауко,  Т.Тютюнниковой,  О.Радыновой, М.Картушиной,  и других авторов,  постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель»,  «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным,  расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:

●      тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;

●      разработанная Т. Боровик  практика  теории  интонационной  природы музыки;

●      идеи элементарного  музицирования К. Орфа;

●      предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной  педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

«Система формирования и развития восприятия и интонирования, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универсальной. Приёмы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально-звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех специальностей, поскольку их единая цель - развитие музыкального (интонационного) мышления ученика", - написал свое впечатление М. М. Берлянчик, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

В практике работы использую  следующие формы  развития  музыкальности:

Коммуникативные  танцы      (слайд)

Вовлечение  ребенка в процесс музицирования  лежит через создание атмосферы  приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение.   Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

●      развития коммуникативных навыков,

●      работы над ощущением формы,

●      развития двигательной координации,

●      развития чувства ритма.

Если следовать формуле,  что   «учиться нужно весело». то лучшего материала для занятий  с  детьми  как коммуникативные  танцы  и  игры-  ничего  не  придумаешь!  Эти танцы очень  просты,  в  них  нет  сложных  движений и  фигур.  Здесь присутствуют  игровые  задания,  смена  партнеров    Коммуникативные танцы  н6е только просты  но  и   веселы,  они  очень  нравятся детям  и  учат    особенно  зажатых  детей  сотрудничеству.

Всем  знаком  коммуникативный  танец «Ну  и до свидания!»

Использую  в  своей  практике  коммуникативные танцы из программы Бурениной, Суворовой Т,  нахожу интересные игры  и  танцы  в  интернет.  Вот  некоторые  примеры:

1 .Здравствуй, здравствуй наш дружок!

2. Мы с тобой подружимся  (поздоровались правыми руками)

А теперь  покружимся    ( руки  «лодочкой»)

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)   (слайд)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:

- коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;

- игры-команды;

- массажные;

- тонизирующие;

- пластико-ритмо-речевой театр.

Все они пронизаны идеей координации,  которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Примером координационных  игр  могут  служить  игры  на  телесное  ориентирование.

« Вот носик, вот ушки» - Е. Железновой.

«Хор рук».

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс»  и др.). На усмотрение вашей фантазии.

«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий.

Особенностями технологии  является:

1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;

2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.

3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка

4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.

7. Способствует развитию чувства ритма.

8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.

9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков

10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.

11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.

12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.

13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности

Слайд ( последний)

Данная форма направлена на развитие

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

    Педагогическое проектирование  – это высший уровень  профессиональной деятельности в педагогике,  проявляющийся  в  творчестве педагога.

Проект  ( от  латинского projktus- брошенный вперед)- это мысль брошенная  вперед.   Проект- это предварительный  ( предположительный ) текст какого либо документа, план, замысел.

Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.

В этом учебном году   работаю  с одаренными  детьми  по  разработанному  мною педагогическому   проекту «Одаренный ребенок ». Ранее    работа  с  одаренными  воспитанниками   планировалась  мною  только  по  индивидуальным  маршрутам.   Практика  работы  показала,  что  необходим  некий   общий  документ,  в  котором  можно  отразить  перспективу,  замысел  работы  на  учебный  год.   Так  родился  проект  работы  со  всей  подгруппой  одаренных  воспитанников  по  ритмике.

В 2012-13 учебном  году  реализовывала   в  средней  группе  разработанный   проект   «Развиваемся  играя»

Как показывает опыт, педагогическое проектирование и реализация конкретных проектов, направленных на решение актуальных проблем, позволяет добиться позитивных изменений   в  результатах  воспитания и обучения.

    Широко применяю  в  работе   Информационн- компьютерные  технологии.  Имею  свой  сайт  ( свидетельства и сертификаты  в  приложениии) и   часто  посещаю  сайты  коллег,  на  которых  обмениваюсь  опытом  работы  и  изучаю  передовой  опыт  по  музыкальному  воспитанию  дошкольников.   Нахожу  в   интернет  музыку  к  занятиям,  видео  с  играми  и  танцами  демонстрируемые  коллегами  на  своих  сайтах.     Иногда записываю  танцы,  исполняемые  нашими  воспитанниками,  затем  просматриваем   их.  Каждый  участник  после  просмотра  анализирует  вслух  свои  успехи  и  неудачи.  Запоминает,  над  чем  нужно  постараться,  что  исправить.

Прежде,  чем  разучить  тот  или  иной   танец,   если  имею  видео  этого  танца,  то  так же  смотрим  его  с  детьми  в  свободное  от  занятий  время  в  группе, или  прямо  на  занятии.  Такие  просмотры  помогают  детям  быстрее  освоить  новый  материал.

ИКТ  на  музыкальных занятиях     применяю  часто  в  разделе   « музыкальная  грамота ».  Наглядность  в  форме  коротких  видео на 1-,1.5 минуты  демонстрирую  с  помощью  ноутбука.  Такие видео нахожу  в  интернет  и  создаю  сама.  Это видео «Нотки»,  «Дождик»,  серия ритмических  видео – презентаций,  которые  помогают  усвоить  длительность звуков ( короткий  -  длинный), зрительно  подкрепляется направление  движения  мелодии  –  вниз  или  вверх и т.д.

В разделе  пение    ИКТ  применяю  в  распевках  (видео  «Зайка», «Колыбельная» и др.  Демонстрирую  иллюстрации   или видео   к  песням  так же  с  помощью  ноутбука.

В разделе  слушание  мне  помогают  видео фильмы  и  презентации  на  тему  «Марш»,  «Танец», «Песня».  Собраны иллюстрации  и  музыка  маршей:  военных,  торжественных,  праздничных,  марш  игрушек,  марш  пионеров  и  т.д.

Знакомство  с  коми  народными  инструментами  проводится  с  помощью     неоднократных  просмотров  видеофильма  о  коми  музыке  и  инструментах. Слушали  музыку исполняемую  на  чипсанах  «Наигрыш  на  чипсанах».

Удобнее  хранить портреты композиторов  и  иллюстрации  к  различным  песням  на   электронных  носителях  и  затем  демонстрировать  их  детям  на  занятии.

Интернет сайты использую  и в работе с родителями.

2  часть  практическая:

Со  слушателями  проводится  разучивание

Коммуникативной  игры:

    «Кошелек», р.н. музыка. «Гномы-лилипутики» - координационно-подвижная  игра.

3.     «Хор  рук» -       Танго  снежинок.